Posted 11 августа 2017, 11:37
Published 11 августа 2017, 11:37
Modified 30 марта, 22:28
Updated 30 марта, 22:28
Начался суд над бывшим министром экономики Алексеем Улюкаевым. Год назад он был арестован при получении двух миллионов долларов в офисе компании «Роснефть». В многосерийную и запутанную драму вовлекается все больше фигурантов. Однако мне кажется, что некоторые принципиальные для российских реалий моменты ускользают от внимания комментаторов.
Дело бывшего министра Улюкаева укрепляет уверенность публики в том, что в России судят не за то, что виноват, а потому, что это кому-то выгодно. Многие эксперты, в том числе глава РСПП Александр Шохин, сам долго работавший в правительстве на должности вице-премьера, считают, что два злосчастных миллиона — это бонус чиновникам министерства за оперативное и грамотное сопровождение сделки по приобретению «Роснефтью» компании «Башнефть». Общепринятая практика никогда не оборачивалась неприятностями. И уж, конечно, кажется, что бывалый министр не мог вымогать взятку, поскольку сделка была одобрена самим президентом. Ведь на вымогательство в такой ситуации не пошел бы даже самоубийца.
Отчего же недоброжелатели Улюкаева закусили удила и пошли на нарушение традиций? Какая кошка пробежала между кремлевскими башнями? Думаю, виной всему появление в этом деле АФК «Система», которая поначалу владела «Башнефтью». Это единственная компания в России, которая вышла на топ-уровень благодаря высоким технологиям. Прежде всего, в стратегических важных сферах микроэлектроники и машиностроения. Глава «Системы» Владимир Евтушенков — единственный из российских олигархов, который сделал состояние на наукоемких технологиях. В Америке таких очень много, а в России один, да и тот белая ворона, которого скоро заклюют. Перед вынужденной продажей «Башнефти» олигарх даже томился в темнице, чего не было со времен Ходорковского. Кстати, один из претендентов на пост Президента РАН академик Геннадий Красников работает в структуре «Системы».
«Система» вторглась в нефтяное святилище и самим своим появлением нарушила заведенный порядок. Разве Билл Гейтс лезет в нефтяной бизнес? Но Россия — не Америка. В России без нефтяной подушки трудно гарантировать устойчивость крупной технологичной корпорации. К слову, в отличие от Америки, российские энергетические олигархи поддерживают науку, просвещение, здравоохранение для «отмазки», как милостыню бросают.
Так или иначе, чужеродное тело надо уничтожить. Терминатор на вопрос «Он мертв?» отвечал: «Он ликвидирован!», система решила отторгнуть и ликвидировать чужеродную «Систему». Лейкоциты из нефти бурлят…
«Роснефть», как терминатор, преследует «Систему», требует выплатить еще немыслимые 170 миллиардов рублей, что уже привело к аресту многих ее активов. В итоге компания, успешно работавшая в области высоких технологий, может исчезнуть с экономической карты России. Невелика потеря, если даже об Академии наук не горюем.
Алексей Улюкаев — один из вип-арестантов, которые не признают вины и не каются перед следствием. В их числе бывший кировский губернатор Никита Белых, экс-глава Марий Эл Леонид Маркелов, глава администрации Владивостока Игорь Пушкарев. Так же вел себя и бывший мэр Ярославля Евгений Урлашов, который уже получил свой приговор — 12,5 лет лишения свободы. Улюкаев не гнется и утверждает, что стал жертвой провокации, хотя не говорит, кто ее автор. Думаю, экс-министр понимает, что стал разменной пешкой в чужом гамбите.
Лидеры страны призывают преодолеть громадное технологическое отставание от Запада, увлекаются цифровой экономикой, сетуют на пагубную зависимость от нефтяной иглы. Слова бессильны перед логикой жизни. Реальность такова, что при сложившейся модели сырьевой экономики высокотехнологичные компании обязаны подобострастно преклонить перед «нефтянкой» колена, как все лорды перед Дейнерис Огнерожденной с ее драконами.
Цифровая экономика — это сказки для посетителей экономических форумов. С большой вероятностью кризис «Системы» приведет к краху заводов в Зеленограде, где делают львиную долю российских электронных карт. Не только цифровая экономика уйдет в область мифов, но даже национальная платежная система «Мир» с первыми российскими картами, на которые должны перейти государственные учреждения, подвиснет в воздухе.
А ведь это первый и принципиальный шаг по ослаблению зависимости российской экономики от доллара. О курсе на это ослабление высокие чины объявили на днях. В условиях санкций, которые могут оказаться вечными, ничего другого не остается. Однако без «Системы», которая дышит на ладан, вряд ли удастся выполнить задачу. И, конечно, больше всего заинтересованы в долларовой зависимости нефтяники. Это не означает, что они со злым умыслом торпедируют предначертания партии и правительства. Логика сырьевой экономики враждебна попыткам слезть с нефтяной иглы и уклониться от долларовой зависимости.
Поэтому мой печальный прогноз такой: в обозримом будущем уменьшить зависимость от доллара не удастся. А цифровая экономика — хуже «Матильды». По логике системы.
Сергей Лесков