Posted 2 августа 2017, 08:06

Published 2 августа 2017, 08:06

Modified 30 марта, 22:33

Updated 30 марта, 22:33

Совместный проект Siemens и РЖД может «сойти с рельс»

2 августа 2017, 08:06
Российскиие компании вряд ли захотят вести бизнес с немецким концерном, который показал себя как ненадежный партнер, отмечают СМИ.

Siemens, еще не так давно находившийся в добрых деловых отношениях с РФ, продолжает ставить «палки в колеса» не только самому себе, но и другим странам. Немецкий машиностроительный концерн уже запретил иранской компании Mapna поставлять в Крым газовые турбины, изготовленные по лицензии Siemens, пригрозив иранцам ухудшением отношений. Война санкций, к которой истерично и неожиданно подключились деловые партнеры, сколотившие за десятки лет состояние на бизнесе в России, вероятно, приведет к целой череде разрыва отношений с Siemens в других секторах. А это не только упомянутые газотурбинные двигатели, но и медицинское оборудование, бытовая техника и электроника. Но главное — производство локомотивов и электропоездов.

Напомним, в начале июля немецкий концерн демонстративно угрожал судами и прочими неприятностями российским партнерам за то, что те поставили в Крым произведенные на совместном предприятии с германцами газовые турбины. Более того, руководство Siemens заявило, что якобы было обмануто россиянами и намерено прекратить поставки любого оборудования госкомпаниям в РФ. Весьма сомнительно, что после такого удара в спину крупные игроки пойдут на рискованное сотрудничество с Siemens.

По мнению многих наблюдателей, не исключено, что в первую очередь может «сойти с рельс» один из крупнейших проектов немецкого концерна — заказ РЖД на электропоезда «Ласточка» для Крыма. Их сборкой в РФ занимается предприятие «Уральские локомотивы», один из совладельцев которого — Siemens. Как известно, еще в 2011 году РЖД подписала колоссальный контракт на производство и закупку 1200 вагонов электропоездов стоимостью 2 млрд евро со сроком выполнения до 2020 года. Эти вагоны, кстати, курсируют на высокодоходных направлениях.

Тот факт, что бизнес надо будет вести именно на территории полуострова, немецких партнеров тогда, судя по всему, не смущал. Как не смущало и то, что большая часть инвестиций — это бюджетные деньги, а сам проект — абсолютно социальный, а не политический. И договоренности давних бизнес-партнеров явно должны быть намного весомее мнения Брюсселя.

Особую актуальность теперь приобрела и проблема информационной безопасности. Как отметил замминистра энергетики Андрей Черезов в интервью РИА Новости, «проведенная оценка рисков по информационной безопасности на объектах электроэнергетики показала, что при передаче и хранении данных по каналам связи за рубеж возможно удаленное управление энергетическим оборудованием вплоть до его отключения». И если раньше такое развитие событий казалось почти невероятным, то сейчас его уже надо всерьез рассматривать как одну из возможных угроз. Поэтому Минэнерго теперь активно занимается вопросом информационной безопасности на объектах электроэнергетики, в частности — проблемой несанкционированного удаленного управления энергооборудованием.

Важно отметить, что иностранная компания, даже если она всего лишь часть совместного предприятия, может использовать возможность удаленного управления стратегическим оборудованием как рычаг давления ради своих интересов. Понятно, что если на главном ходу Свердловской или Октябрьской железной дороги вдруг встанет поезд, последствия окажутся катастрофическими. Причем каким именно будет состав — пассажирским или грузовым — роли не играет.

Возможно, Российские железные дороги (в отличие от немецких коллег) вряд ли будут сразу ставить крест на деловых отношениях, которые продолжались столь долго. Однако надо учитывать, что теперь правила игры могут поменяться не просто на этапе обсуждения, а даже уже в процессе осуществления проекта. Политические игры могут снова оказаться выше экономической выгоды. На случай очередного кризиса лучше быть к этому готовыми. Тем более что с технической точки зрения для России здесь нет ничего невыполнимого.

Впрочем, уходить из России Siemens пока не стремится — ущерб концерна в этом случае, скорее всего, окажется гораздо более серьезным. По данным СМИ, только за прошедший год доход Siemens в России составил 1,2 млрд евро, или 2% от общего объема продаж. Осуществляется или находится в стадии разработки целый ряд совместных крупных проектов, в том числе строительство Грозненской ТЭС и газотурбинной электростанции «Полярная» в Красноярском крае. И если, как уже было отмечено, найти замену Siemens для этих проектов внутри страны — задача вполне выполнимая, то с поиском новых партнеров взамен российских у немецкого концерна почти наверняка возникнут большие проблемы, и компания, без сомнений, понесет серьезные убытки.

Однако «усидеть на двух стульях» концерну вряд ли удастся: если будет принято решение выйти из одного совместного предприятия, то надо быть готовым покинуть и остальные. Ведь после того, как компания отказывается от достигнутых договоренностей и начинает вести двойную игру с одним из своих самых надежных, крупных и проверенных временем партнеров, ни о каких доверительных отношениях не может идти речи. Российские компании теперь десять раз подумают, прежде чем заключать сделки с немецким концерном.

Подпишитесь