Posted 24 июля 2017, 21:07
Published 24 июля 2017, 21:07
Modified 30 марта, 22:37
Updated 30 марта, 22:37
Исполнилось два года членству Армении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Чего только не случилось за это время! Внутриполитическая грызня, конституционная реформа, перманентно обостряющаяся обстановка в зоне карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов, подготовка к подписанию нового соглашения о сотрудничестве с Евросоюзом, требование вывода российской военной базы из Гюмри и даже «деколонизации» республики от РФ, мнимые и обоснованные обиды на Россию и т. д.
Что же до собственно членства Армении в ЕАЭС, власти республики, руководство этого союза, считают: армяне ничего не потеряли от вступления в организацию и даже многое приобрели. На выездной сессии «Республика Армения и ЕАЭС: новые возможности и перспективы развития» в Ереване, где были обсуждены первые результаты членства Армении в ЕАЭС и его дальнейшие перспективы, министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая привела несколько цифр, иллюстрирующих положительное влияние евразийской интеграции на экономику Армении.
В частности, в прошлом году, несмотря на сложную ситуацию в глобальной экономике и в ареале ЕАЭС, при которой взаимная торговля в рамках союза сократилась на 6,7%, Армении удалось на 53% увеличить (!) экспорт в государства этого объединения. А по многим позициям экспорт увеличился в разы. Рост промышленного производства отмечен на уровне 6,7%. Аналогичная ситуация, по свидетельству Валовой, наблюдалась и в первом квартале текущего года.
А по мнению заместителя министра финансов Армении Армена Айрапетяна, интеграция в ЕАЭС позволяет республике стать более конкурентоспособной на внешних рынках за счет их масштаба и отсутствия тарифных барьеров. Как отметил Айрапетян, введение в действие единого таможенного тарифа в ареале союза привело к росту бюджетных доходов: поступления от взимания таможенных пошлин по сравнению с 2015 годом возросли на 30%. А армянский бизнес получил доступ к участию в конкурсах на госзакупки. На сессии говорилось и о том, что в условиях членства в ЕАЭС армянская продукция стала гораздо качественнее и безопаснее, соответственно, конкурентоспособнее, чем прежде.
В ответ, считают в этом самом «спектре», Армения должна начать процедуру выхода из Евразийского союза. Здесь также заявляют о нелегитимности решения, принятого Госдумой, поскольку документы ЕАЭС имеют большую юридическую силу, чем принятые законодательным органом России. А по нормам ЕАЭС граждане Армении могут беспрепятственно работать не только на территории РФ, но и других государств союза. Теперь вот им чинят препятствия по «языковому признаку».
Почему российской стороне понадобилось в очередной раз напрячь армян и настроить их против себя? Уж не потому ли, что Армения в ноябре собирается подписать рамочное соглашение с Евросоюзом о сотрудничестве. Напомним, что Ереван уже был готов подписать с ЕС соглашение об Ассоциации, но в самый последний момент армянские власти под давлением России отказали Европе и заявили о вступлении в «неприятный» для нее ЕАЭС. Таким образом, внешнеполитический вектор Армении не претерпел изменений, то есть остался «пророссийским».
В Евросоюзе тогда, что называется, сильно психанули, но вовремя одумались и предложили Еревану подписать более «облегченный» вариант соглашения, не мешающий республике состоять в ЕАЭС и, по идее, не вызывающий сопротивления России. Москва, однако, не может не понимать, что даже «невинное» сближение Армении с ЕС порождает геополитическую конкуренцию и неизвестно, как она аукнется России с течением времени.
Армянская общественность, кстати, не в курсе текста соглашения — говорят, его обнародуют в начале будущего года, и это вызывает определенные вопросы. Главный из них — почему власти все проворачивают под шумок? Но в данном случае народ не слишком бузит на этот счет — его завораживает уже то, что Армения взяла хоть какой-то курс на «благословенную Европу», частью которой она себя искренне считает, отстраняясь от России.
Но возможность дистанцирования от Москвы в той мере, какая бы устроила армянских «западников» и саму Европу, пока нереальна по определению. Во-первых, этому мешает нерешенность конфликта с Азербайджаном — если Россия, в наказание, бросит Армению, Азербайджан очень быстро и с большими жертвами вернет себе оккупированные территории, включая Нагорный Карабах.
Кроме того, для безопасности Армении крайне важен фактор Турции; рынок сбыта продукции, который Россия — основной импортер Армении, непременно закроет, а заодно и перекроет ей природный газ, создав условия, при которых поступление в республику иранского топлива вряд ли станет возможным. Кроме того, в Армении дислоцирована российская военная база, и республика как член ОДКБ, локомотивом которой является Россия, имеет перед этой организацией определенные обязательства.
Можно еще долго перечислять «пункты» жизненной зависимости Армении от России, и практически вывести в ноль зависимость республики от ЕС. По сути, что нужно последнему от Армении? Ничего, кроме идеологического подчинения, и через него — закрепление на части постсоветского пространства, застолбленного Россией.
Максимум, что могут получить армяне от Европы — это «продвижение демократии» (весьма сомнительной, направленной, преимущественно, против российского влияния) и кое-какие технологии. Драться за то, чтобы Армения победила Азербайджан, ЕС, конечно, не станет. Говоря прямо, Европе от Еревана нужна поддержка политической войны против РФи и подчинение геополитическим интересам Запада.
Неизвестно, в курсе ли Москва деталей соглашении Армении с ЕС, но одно совершенно очевидно: если она прознает, что в проекте рамочного соглашения содержатся положения, ущемляющие ее интересы, подписание документа будет сорвано, как это было в случае с соглашением об Ассоциации.
В общем, попытка армянской «многовекторности» во внешней политике может остаться всего лишь попыткой — своего рода химерой для демонстрации «независимого» статуса республики и успокоения ее населения. Реальная политика не позволит Еревану сбиться с российского «шага», который, с одной стороны, его вполне устраивал с финансово-экономической точки зрения и в контексте безопасности, но перестал устраивать по мере того, как армяне начали становиться на ноги, а Россия увлеклась игнорированием их «национальной гордости» и «государственности».
Словом, приходится констатировать, что Армения имеет ценность для России и Запада пока только в качестве субъекта манипулирования для утверждения геополитического влияния противных сторон. От России власти Армении не отвернутся, даже если им придет на ум такая катастрофическая для республики блажь; с Европой будут заискивать. Но лишь до того уровня, до которого допустит Москва.
Так что быть Армении в ЕАЭС и дальше; смотреть в глаза России, делая вид, что смотрит и в другие глаза тоже. Так недолго и окосеть. Но оставил ли себе Ереван другой путь?
Ирина Джорбенадзе