Posted 22 июля 2017, 07:00
Published 22 июля 2017, 07:00
Modified 30 марта, 22:38
Updated 30 марта, 22:38
Правительство внесло поправки в правила дорожного движения (ПДД), дополнив их терминами вроде «электромобиль», «гибридный автомобиль» и «зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Такие изменения готовят законодательную почву для улучшения экологической ситуации в стране.
Каждое из внесенных в правила терминов и понятий сопровождается новыми дорожными знаками и табличками. Текст постановления правительства гласит, что обозначениями будут выделяться места парковки и зарядки электрокаров, а также зоны, запретные для старых автомобилей с двигателями низкого экологического класса. Как полагают в кабмине, подобные меры помогут снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Достичь желаемого результата, по замыслу авторов поправок, предполагается путем регулировки движения транспорта с высоким уровнем выбросов вредных веществ и предоставления преимуществ для экологически чистых автомобилей.
Вышеперечисленные меры вполне могут поспособствовать улучшению экологической ситуации в городе, полагает руководитель лаборатории «Экология жизненного пространства» Антон Ястребцев. Ведь, например, в Москве автомобили — основной загрязнитель атмосферы. Однако, по его словам, двигатели даже самого высокого стандарта качества в изношенном состоянии могут нанести существенный вред атмосфере. При этом функциональное состояние двигателя зачастую никак не контролируется надзорными органами, сетует эксперт.
«Возьмем какую-нибудь иномарку. Формально она высокого экологического класса. Но при этом у нее изношенный двигатель и, конечно, никто этого не проверяет, потому что на автостанциях, честно скажем, выписывают карточки техосмотра очень формально. Не то что не заглядывая под капот машины, а просто даже не видя ее в глаза. Раньше, лет 5-6 назад, когда были автостанции для техосмотра, когда осматривали машину, все это контролировалось. Сейчас это не контролируется. Какая-нибудь пятилетняя машина с пробегом 300 тысяч километров точно также выбрасывает довольно серьезные загрязнители в атмосферу, несмотря на свой высокий экологический класс. Может быть, меньше, чем старая-старая отечественная автомашина, но — тем не менее», — отмечает Ястребцев.
По мнению эксперта, в дополнение к принятым мерам для эффективного улучшения экологии необходим системный контроль автопарка.
Наиболее же благоприятный для природы сценарий — пересаживать автомобилистов на электрокары. Однако одних льгот — вроде бесплатной парковки в центре города или езды по выделенной полосе (как это делают столичные власти) — недостаточно, отмечает эколог. По его словам, даже стоимость машин на электротяге сейчас не главное препятствие перед покупкой. Особую роль играет наличие доступных зарядных станций, которых даже в Москве критически мало.
«На самом деле, у нас дешевая электроэнергия, — рассуждает эксперт. — Если бы мы субсидировали строительство станций под зарядки, как-то стимулировали бы это, то электромобили люди покупали бы. Если расходы на топливо будут небольшие, то люди будут сами по себе покупать — в различные службы, простые физические лица. Но у нас даже во дворах нельзя зарядиться — нет розеток».
«Экологические» поправки в ПДД были разработаны Мининстерством транспорта еще в 2014 году. Тогда главы ряда регионов пробовали внедрить запреты на передвижение старых автомобилей, однако столкнулись с отсутствием должной законодательной базы. Теперь же, отмечает руководитель энергетической программы «Гринпис Россия» Владимир Чупров, у властей появилась почва для принятия легитимных решений.
При этом он предупреждает: запреты на передвижения не стоит вводить резко, чтобы те, у кого пока нет возможности купить автомобиль более высокого экологического класса, успели сменить машину. Как пример эксперт приводит транспортную политику Лондона, где также постепенно вытесняются «грязные» автомобили. Так, власти британской столицы решили начать модернизацию с грузовиков и автобусов.
Электрификация общественного транспорта — один из важных шагов на пути к экологизации, настаивает Чупров: «Речь идет о хордах, улицах, которые загрязнены из-за того, что там много машин. Если убрать оттуда автобусы и ввести троллейбусы или электробусы, то ситуация незначительно, но улучшится».
Интересно, что технологии, которые позволили бы безболезненно осуществить такой переход, давно существуют у российских разработчиков. Как рассказала «Росбалту» член комиссии Мосгордумы по экологической политике Елена Шувалова, в Новосибирске появились троллейбусы, способные автоматически отцепляться от проводов для преодоления препятствий и поворотов. «У меня были ученые из Новосибирска, — делится депутат. — Просто специально меня разыскали, зная, что в Москве есть депутат, который занимается защитой троллейбусов. Дело в том, что существует уже действующая методика — ее только внедряй в Москве. Все это на электричестве. Только бери и прояви желание».
По словам Шуваловой, для разгрузки автомобильного трафика в столице необходимо создать комфортные условия в общественном транспорте: «Сейчас в каждом автомобиле едет один водитель, а в машине — пять мест. Вы представляете, насколько это нерационально? Если бы машина была загружена полностью, еще можно было бы понять. Но в каждой машине сидит один водитель и полдня тратит на дорогу».
Владимир Чупров приводит данные социологического опроса, которые свидетельствуют, что 20% владельцев легковушек готовы пересесть на общественный транспорт. По оценке эксперта, столь значительное число горожан способно решить проблему пробок.
Однако полностью очистить воздух в центре мегаполиса, закрыв туда путь старым и изношенным машинам и открыв — троллейбусам, — невозможно. Для этого нужны и другие инициативы, подчеркивает эколог: «Все зависит от автопарка конкретного города, но можно сказать — очень грубо, — что на единицы процентов удельное загрязнение воздуха в городе может упасть. Все-таки эти решения нужно делать в комплексе». По его словам, вопрос законодательного закрепления газификации транспорта, который также способен повлиять на экологию, рассматривается на уровне правительства.
Одной из важнейших проблем из указанного «комплекса» Чупров считает низкое качество топлива, которое нередко содержит высокую концентрацию серы. Эксперт напоминает: с 2016 года используемое на внутреннем рынке России топливо должно быть не ниже экологического уровня Евро-5. Однако в стране по-прежнему много подпольных нефтеперерабатывающих заводов и, соответственно, контрафакта. «Надзорные органы ограничены по количеству внеплановых проверок, — объясняет руководитель энергетической программы „Гринпис“. — Бензоколонки часто проверять тоже сложно, этим многие недобросовестные продавцы топлива пользуются».
Наряду с обозначенными мерами существует еще ряд менее масштабных задач, резюмирует эколог. К ним он относит популяризацию «качественного» вождения, позволяющего машине сжигать меньшее количество топлива, технологии каршеринга, а также распространение аренды велосипедов.
Денис Гольдман