Posted 16 июля 2017, 08:55

Published 16 июля 2017, 08:55

Modified 30 марта, 22:43

Updated 30 марта, 22:43

Армяне в Абхазии тоже лишние?

16 июля 2017, 08:55
В «Стране души» приступ агрессивного шовинизма. На сей раз титульной нации не угодили «потомки Ноя», боровшиеся за независимость республики с оружием в руках.

В частично признанной Абхазии что ни день, то новый скандал. И, как назло, особенно резонансные истории — политические, криминальные и иные — приходятся на летний сезон: единственный, позволяющий абхазам самим заработать деньги за счет туризма.

Абхазы очень любят говорить о своей толерантности, даже хвастаются ею, но грузин они изгнали, россиян, обеспечивающих большую часть туристического потока в «Страну души», мягко говоря, «не уважают», и выступают категорически против продажи им недвижимости. Заметим, что в Абхазии дислоцированы российские военные базы, защищающие республику от «оккупации Грузией», но, по мнению большой части населения, сами «оккупировавшие» эту «жемчужину» Черного моря.

Но вот чем провинились местные армяне, которые во время грузино-абхазской войны с оружием в руках воевали на стороне Абхазии, за что им часто, на неофициальном уровне, пеняют в Грузии? Во время войны в начале 90-х наряду с абхазскими батальонами сражались и два армянских общей численностью в 700 человек. Около 250 из них погибли, двадцати присвоено звание Героя Абхазии.

И вот по истечении более 25 лет армяне впали в Абхазии в опалу — нет, не на официальном уровне, а на условно бытовом, определяющем в итоге, как показывает история, политику государства или так называемой «критической части» общества к той или иной нации, расе, вере и т. д.

А выпустил джина из бутылки ветеран и инвалид войны Джемал Барциц в Гагре на встрече с бывшими бойцами. Текст его речи был выложен в интернет и буквально взорвал все абхазское общество. Барциц от него не открещивается: он утверждает, что бойцы армянского батальона в 1992—1993 годах сражались не за независимость Абхазии, а с целью «нагреть руки» на войне. Особенно досталось членам «Батальона Баграмяна», в котором воевали и «выходцы из Армении». Те, кто остались в Абхазии, имеют, по словам ветерана, «отличные дома», а уехавшие из республики «ушли не с пустыми руками».

«Они (армяне) по собственной инициативе вступили в войну, и я знаю, что они расправлялись с абхазскими военными и с мирным населением с такой же жестокостью, что и с грузинами», — заявил Барциц. В последнее время, сетует ветеран, абхазы оказались в ситуации, в которой они чувствуют себя лишними в собственной стране, у них осталась лишь функция «обслуживающего персонала». А армяне считают себя, по его мнению, «старейшими жителями».

Досталось также казакам и адыгейцам, которые «помогли в вытеснении грузин, и теперь мы у них в долгу». В результате Абхазия, сокрушается представитель титульной нации, превратилась для людей «нетитульных» в источник бизнес-доходов, место, где все можно купить и продать, вплоть до наркотиков. «Многие нищие армяне стали в Абхазии миллионерами и отсюда вносят крупную сумму в государственный бюджет Армении. Их количество в нашей стране растет ежедневно, но власти Армении избегают политической поддержки Абхазии, чтобы не дразнить Грузию», — заявил Барциц.

Ну, а под занавес он пригрозил: если Армения не признает независимость Абхазии, армянам придется покинуть «Страну души».

Столь «душевная» речь вызвала в Абхазии бурю эмоций — благо, часть пара была выпущена в социальных сетях преимущественно в крайне оскорбительной форме. Армянская община обратилась к руководству Абхазии с требованием прекратить дискредитацию бойцов армянских батальонов и разжигание межнациональной розни. Кстати, недоброжелательность в отношении армян потихоньку назревала и до резонансного выступления Барциц, но на уровне «шушуканья». Однако оно, как водится, очень скоро переходит в откровенно шовинистические выступления. В Абхазии, напомним, они нередки.

В общем, армянская община обратилась в разные официальные инстанции, включая президента, Службу госбезопасности, Генеральную прокуратуру и прочие с требование принять меры против идеологов межнациональной розни.

Реакция последовала незамедлительно. Пресс-служба президента Абхазии Рауля Хаджимба распространила заявление, в котором, в частности, говорится, что прозвучавшие в Гагре на одном из собраний ветеранов высказывания «были основаны на одном из самых худших явлений нашей цивилизации — национализме. Это та беда, которая, став государственной идеологией в некоторых странах, приводила их к краху, обрекая народы на страдания. Достаточно вспомнить ту трагедию, которая произошла в середине 20-го столетия — Вторую мировую войну, в результате которой погибли миллионы ни в чем неповинных людей. Ее главной причиной и стала идеология фюрера, основанная на национализме. К чему это привело, мы прекрасно знаем».

Не обошлось и без напоминания «порочной идеологии» Грузии «конца двадцатого века», то есть грузино-абхазской войны, когда «грузинское руководство… поставило на грань уничтожения наш народ». Тогда, подчеркивается в заявлении, «Только мужество и стойкость многонационального народа Абхазии переломило ситуацию… Было бы огромной и непростительной ошибкой ставить знак равенства между патриотизмом и национализмом, между ними глубокая пропасть. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

Попытки разделить наш многонациональный народ играют только на руку нашим врагам. Абхазия наш общий дом, наша крепость и наш очаг. Мы не дадим его разрушить изнутри».
Не остался в стороне от проблемы и спикер абхазского парламента Валерий Кварчия. Как передает «Апсныпресс», он заявил, что «Абхазия — многонациональное государство, и ярко выраженный национализм здесь — опасное явление», приводящее в итоге к войне.

Герой Абхазии Сергей Матосян, бывший командиром Сухумского батальона, выразил уверенность в том, что в абхазском обществе «национализма в больших масштабах нет», однако «отдельные проявления» имеют место. «Государство нельзя считать состоявшимся, если существует национализм. Я — армянин, в годы войны, наряду со многими, взял оружие в руки и встал на защиту Абхазии, нашей Родины. Кто-то погиб, кто-то выжил. Мы все дышим одним воздухом, и в наших жилах течет одна кровь!» — сказал он.

В общем, получается, что многим абхазам, которых до изгнания из бывшей автономии Грузии «лиц грузинской национальности» проживало 18% от общего числа населения, всегда кто-то или что-то мешает спокойно существовать. Интересно, как сейчас, в свете истории с армянами, должна себя «ощущать» оставшаяся здесь горсточка греков, эстонцев и других? И что станется с абхазами, если в один не прекрасный день представители других национальностей соберут вещички, бросят принадлежащую им недвижимость и снимутся с места?

А такой исход событий вовсе не исключен. И тогда «гордые абхазы», оставшись один на один с обширным контингентом российских военных баз, будут трястись, как бы их «традиционно многонациональная республика» не была полностью русифицирована? Впрочем, этого многие абхазы боятся и сейчас, тем не менее, какой-то зуд не дает им жить в мире с теми же армянами, которых прежде они превозносили до небес за «доблестную защиту Абхазии от грузинской армии».

Когда из Абхазии были изгнаны грузины, а вместе с ними из-за опасений за свою жизнь вынужденно покинули родные края представители других национальностей, брошенные ими дома были разворованы или заселены оставшимися абхазами и их северо-кавказскими «братьями», помогавшими воевать против Грузии. Но и их, когда опасность «грузинского вторжения» миновала, отправили обратно — в «родные пенаты». И сегодня, читая объявления о продаже недвижимости, все еще можно встретить пояснение — «не трофейная». Неужели в Абхазии такие «примечания» станут столь же обыденными и частыми, как это было два десятилетия кряду? Теперь уже — за счет армян, бегущих из «душевной страны».

Нельзя не вспомнить и еще об одной беде Абхазии — высочайшим уровне преступности. Руководство республики ею крайне «озабочено», но, как видно, смягчить ее оно не в состоянии. С точки зрения криминальной статистики, и об этом открыто говорят сами абхазы, нынешний июль уже получился очень плохим. Грабежи, разбойные нападения и даже убийство российского туриста. К ксенофобии оно отношения не имеет, подозреваемый задержан, но Москва вынуждена была через своего посла в Сухуме Семена Григорьева заявить, что если туристов в Абхазии не защитят, Россия «продумает дополнительные шаги».

По словам посла, которые приводит интернет-портал Sputnik, он неоднократно говорил руководству Абхазии о том, что обеспечение безопасности российских туристов является их приоритетной задачей. А пока Григорьев через сайт посольства предупреждает российских отдыхающих, чтобы они «вели себя осторожно и бдительно, находясь в Республике Абхазия». «Это все, — сказал он, — что я могу сделать на этом этапе. На последующих этапах, если эта опасная тенденция сохранится, то российская сторона будет продумывать дополнительные шаги».

В общем, дошло даже до того, что парламент Абхазии заявил о необходимости «вывести весь состав МВД, СГБ и прокуратуры на улицы для проведения соответствующих мероприятий по недопущению таких происшествий», и потребовал от руководства страны «кадровых и организационных решений» — в контексте борьбы с преступностью.

Словом, парламент открыто признал: «Страна души» рубит сук, на котором сидит. Здесь стоит добавить, что если «сук» Абхазии — это туризм, то ее «хребтом» все еще является многонациональность, этническое и культурное разнообразие, сходящее, к сожалению, на нет.
Сумеют ли абхазы сохранить и «сук», и «хребет»?

Подпишитесь