Posted 20 июня 2017, 05:05
Published 20 июня 2017, 05:05
Modified 30 марта, 22:57
Updated 30 марта, 22:57
В преддверии подписания соглашения о сотрудничестве между Арменией и ЕС, НАТО развернуло в южно-кавказской республике довольно бурную деятельность. Впрочем, не без согласия официального Еревана: философия «ласкового теленка» армян уже подводила, но, вероятно, они решили рискнуть еще разок. О причинах такого «риска» будет сказано ниже. Здесь же сообщим, что специального представителя НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Джеймса Аппатурая приняли на днях президент Армении Серж Саргсян и спикер парламента Ара Баблоян.
Информация о беседе президента со спецпредставителем НАТО довольно скудная: Саргсян подчеркнул важность визитов натовцев в республику в контексте обсуждения взаимодействия между Арменией и Североатлантическим альянсом. Он также пригласил в Ереван генсека НАТО Йенса Столтенберга для того, чтобы «наметить наши дальнейшие действия». Аппатурай же поблагодарил Армению за ее участие в миротворческих миссиях НАТО в Афганистане.
Зато много интересного можно почерпнуть из бесед Аппатурая со спикером парламента и местной прессой. Как заявил Баблоян, Армения готова наращивать темпы сотрудничества с НАТО, а также принимать деятельное участие в его международных миротворческих операциях. Аппатурай квалифицировал отношения Армении и НАТО как «доверительные, прочные и неуклонно прогрессирующие». Среди прочего он сообщил, что в ближайшее время у блока будут новые программы, «представляющие интерес для Армении». Заявление, надо сказать, весьма интригующее — в армянском обществе и в экспертной среде оно стало причиной для ажиотажно-обнадеживающих домыслов.
В беседе с журналистами спецпредставитель заявил, что Альянс приветствует намеченное на ноябрь подписание соглашения о сотрудничестве между Арменией и ЕС, поскольку Запад желает сближения с Ереваном. Отношения Армении и НАТО он назвал «превосходными» и сообщил, что стороны обсуждают вопрос увеличения армянского миротворческого контингента в Афганистане. Дискуссия на этот счет будет продолжена в ближайшее время во время визита в Брюссель министра обороны Армении Вигена Саркисяна. На данном этапе армянский миротворческий контингент в Афганистане насчитывает 120 военнослужащих.
В интервью изданию News.am Аппатурай заверил, что Армения может одновременно быть надежным партнером НАТО и полноценным членом ОДКБ. В подробности того, как можно совместить несовместимое, он не вдавался. Надо думать, такое заявление продиктовано учетом Альянсом ошибки Евросоюза, который в свое время спугнул Ереван и поставил его перед выбором: либо ассоциированное членство с ЕС, либо участие в Евразийском союзе.
В итоге Армения, буквально накануне подписания Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом, заявила о своем вступлении в ЕАЭС. Вероятно, Москва тоже поставила ее перед выбором, и Ереван дрогнул: слишком много у него проблем, в том числе, в отношениях с Азербайджаном и Турцией, чтобы гневить Россию, от которой зависит безопасность страны, да и вообще физическое выживание нации.
Так что НАТО подошло к вопросу в «мягких перчатках»: «Я бы хотел выделить две вещи. Армения не только является страной-участницей ОДКБ, но и Россия — союзник Армении. Несмотря на это, у нас длинная история, хорошее, надежное, практическое сотрудничество между Арменией и НАТО. … Между нами нет проблем. … Армения одновременно может быть надежным партнером НАТО и полноценным членом ОДКБ. … Мы считаем это важным месседжем о том, что сотрудничество возможно. И мы не нуждаемся в жесткости относительно политического выбора суверенных государств», — сказал Аппатурай.
Обсуждалась с ним и гонка вооружений в зоне карабахского конфликта. По мнению спецпредставителя, необязательно, чтобы она привела к вооруженному конфликту: «В конце концов, все определяют политические решения. В годы «холодной войны» Соединенные Штаты и Россия тоже накопили огромное количество вооружения, но они так и не начали войну друг против друга».
Впрочем, Аппатурай признал, что «когда «продолжаются военные столкновения низкого уровня, а иногда — и не низкого уровня, и стороны применяют довольно беспокоящую политическую риторику, … гонка вооружений становиться частью проблемы». Он констатировал, что уровень насилия в зоне карабахского конфликта повысился, что является «серьезным поводом для беспокойства». Спецпредставитель напомнил, что у НАТО нет своих наблюдателей в зоне конфликта. Обещаний мирного урегулирования конфликта не давал.
В общем, главным «посланием» НАТО России и Ирану из Армении можно считать, что у Альянса вскоре будут программы, интересующие Ереван. Тут возникает вопрос: какие именно? И почему об этом сказано в преддверии подписания Арменией соглашения с ЕС? Правда, не об Ассоциации, как планировалось ранее, но все же. Ведь Россия вполне способна сорвать подписание документа — не столько из-за его «опасности», сколько из желания еще раз показать, кто является реальным хозяином Армении, а заодно и досадить Западу за его санкциями против РФ. А тут еще НАТО со своими предложениями. Уж не по безопасности ли? Не сманивают ли армян под североатлантический «зонтик»?
Да еще «встрял» специальный представитель НАТО на Южном Кавказе, руководитель офиса Альянса в Тбилиси Уильям Лахью, открыто заявивший, что блок будет расширяться, и если Армения «в конце концов решит стать членом НАТО, это увеличит возможности сотрудничества». «Но Армения сама должна решать, насколько ей углублять отношения с Альянсом», — сказал он на прошедшем в республике семинаре «НАТО как стабилизирующая сила на Южном Кавказе: текущие вызовы и развитие региона».
Лахью убежден: «Кроме НАТО другой площадки для обсуждения вопросов безопасности сегодня нет». Интересно, какой была, так сказать, «внутренняя» реакция Кремля на эти слова: ведь существует еще, как минимум, ОДКБ, членом которой является Армения. Более того, на ее территории расположена крупная российская военная база.
На этом Лахью не остановился, и продолжил дразнить Москву тем, что отношения между Арменией и НАТО находятся на столь высоком уровне, что их «дальнейшее продвижение потребует серьезного политического решения». И еще один «ход» от НАТО: Лахью заявил, что блоку не интересны, каковы отношения Армении с Ираном и другими государствами, поскольку «вы суверенное государство и сами определяете свои действия».
Ну, уж если и Иран (якобы или пока) не помеха для смычки Армении и НАТО, то республику агитируют всерьез. И многие в Ереване так же всерьез считают, что Армения непременно станет членом Альянса. Так, на вышеуказанном семинаре аналитик Центра региональных исследований Давид Шахназарян заявил буквально следующее: «У меня нет никаких сомнений, что Армения выйдет из ОДКБ и станет членом НАТО». По его прогнозу, расширение Альянса в первую очередь произойдет за счет Грузии: «Другого пути для развития ситуации нет».
В Азербайджане, естественно, очень внимательно следят за всеми «телодвижениями» Армении и настроением ее экспертов, озвучивающих мнения части местной общественности. Определенный ее сегмент является энергичным сторонником вступления страны в НАТО. Haqqin.az приводит слова политолога Игоря Мурадяна, считающего, что «Армянские общественные организации в США остаются в пассиве и ничего не предпринимают для интеграции Армении в НАТО, хотя есть понимание того, что это единственный путь сохранения Армении физически».
То же издание рассказывает о «скепсисе» российских аналитиков, касающемся истории Армения — НАТО. Так, эксперт Александр Новиков считает, что инициативы, подобные озвученным Шахназаряном, «маргинальны». «В условиях, когда Турция — союзница Азербайджана, является членом НАТО, делать такие некомпетентные заявления могут только люди с большим воображением. … Вы можете представить, что Анкара дает согласие на вступление Армении в Альянс? На постсоветском пространстве все маргиналы, осмелев примером Украины, решили делать антироссийские заявления. Но ни Азербайджану, ни Армении, ни Грузии, у которых имеются территориальные споры, членство в НАТО не светит».
С этим утверждением можно поспорить. Во-первых, никогда не знаешь, по какой логике поведет себя Турция. Во-вторых, до сих пор она не высказывала никаких упреков в адрес НАТО по поводу участия Армении в программах Альянса. Но главное, зачем Армения, являющаяся членом ЕАЭС и ОДКБ, вслух рассматривающая российское военное присутствие на своей территории как гарантию безопасности, затеяла не вполне понятную игру с НАТО? И как на это отреагируют или уже реагировали Россия и Иран?
Ответ однозначный — плохо. Маневрирование Армении между двумя системами безопасности, заигрывание с Евросоюзом, почти полностью сейчас антагонистичным России, напоминает попытку усидеть на двух стульях — в Ереване это выдают за многовекторность внешней политики и демонстрацию несуществующей независимости от Москвы. Но на деле вся эта «многовекторность» может плохо закончиться для Армении. Потому как Россия имеет опыт наказания политических «многостаночников» — она требует полного подчинения, и точка. Никаких запятых или многоточий.
То есть Москва не позволит Еревану даже попытаться пересмотреть свою внешнюю политику. В руках у нее весьма болезненный кнут — карабахский конфликт. И в этом ее поддержит Иран — приближения НАТО вплотную к своим границам он не допустит, какими бы ни были «братскими» отношения между Ереваном и Тегераном: собственный интерес важнее. А Россия и Иран, как известно, рассматривают Армению как зону своих интересов.
Ирина Джорбенадзе