Posted 23 мая 2017, 12:09
Published 23 мая 2017, 12:09
Modified 30 марта, 23:13
Updated 30 марта, 23:13
Электронные образовательные сервисы широко обсуждаются в российском обществе, но востребованность их в системе образования составляет сегодня меньше 1%. Однако в ближайшие пять лет доля электронных сервисов возрастет на 10-15%. Прогнозами развития рынка учебной литературы поделился с журналистами член правления Российского книжного союза, президент корпорации «Российский учебник» Олег Новиков, передает корреспондент «Росбалта».
«Численность школьников в России стабильно растет. Быстрее всего это происходит в начальной школе: последние три года — на 3% в год. Дальше этот рост будет постепенно смещаться в среднюю и старшую школы. Наибольшее число учеников сегодня — Москва и Московская область, Краснодарский край, Башкирия. Если говорить о бюджетах, Москва закупает учебников на 1,2 млрд рублей. Сопоставимые цифры по Московской области. Доля затрат на образование в бюджете колеблется в зависимости от финансовых возможностей регионов. Сегодня 10 крупнейших регионов закупают почти половину всех учебников», — рассказал Новиков.
По его словам, постепенное увеличение числа учеников в школах будет основным драйвером роста рынка учебной литературы. По прогнозам Новикова, он будет расти на уровне 4-5% в год, и в ближайшее время достигнет 30 млрд рублей.
«Это и бюджетные закупки, и закупки дополнительных материалов и пособий и, возможно, электронные продукты», — пояснил он.
«В последнее время много говорят о создании электронных сервисов. Все издательства уже создали электронные версии своих учебников. Но реальная востребованность новых ресурсов достаточно низкая. Все упирается в технологические возможности. Нужна серьезная технологическая среда, интернет, Wi-Fi, современные устройства. Не менее важна подготовка учителей, желание и интерес к современным технологиям с их стороны», — заметил эксперт.
«Сегодня доля электронных сервисов в школах — менее 1%. Но в течение 5 лет она возрастет до 10-15%. Не думаю, что ситуация будет динамично меняться, но современные технологии будут все более востребованы, о чем говорит опыт зарубежных стран. Например, в США 50% — это электронный продукт», — заявил Новиков.
Между тем, генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин добавил, что согласно исследованию ВШЭ, до 40% российских учителей сегодня так или иначе используют электронные образовательные ресурсы в работе.
«Иными словами, запрос у профессионального сообщества, как и у общества в целом, есть. Другой вопрос: готова ли система образования приобретать электронные сервисы за деньги», — заметил Брычкин.
Сегодня внимание Минобразования обращено только к электронным учебникам, пояснил Новиков. Однако, это, по его словам, лишь часть того, что предлагают образованию современные технологии.
Корпорация «Российский учебник» появилась на рынке в 2017 году. В нее вошли издательства «ДРОФА», «Астрель», издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», цифровая образовательная платформа LECTA, компания по оснащению детских садов и школ «ДРОФА — новая школа».
Как рассказал Брычкин, сегодня учебники, выпускаемые корпорацией, составляют 40% федерального перечня, утвержденного Министерством образования и науки РФ.
Корпорация сотрудничает с институтами повышения квалификации в 80 регионах, и обеспечивает методической поддержкой 22% всех учителей страны.
Издательствам принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, химии, астрономии — тем областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны.
Каждый четвертый российский учитель и ученик выбирает учебную литературу корпорации «Российский учебник». Кроме того, корпорация предоставляет комплексные решения по оснащению детских садов и школ-новостроек.