Posted 12 мая 2017, 15:30
Published 12 мая 2017, 15:30
Modified 30 марта, 23:19
Updated 30 марта, 23:19
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев в торжественной речи 9 мая неожиданно заявил, что писатель Михаил Веллер и российский политик Константин Затулин являются чуть ли не идеологами ксенофобии в РФ. Причем первого во «враги киргизов» он зачислил на основании нескольких фраз, в которых анализируется и осуждается движение скинхедов в интервью 11-летней давности. «Росбалт» попросил самого Михаила Иосифовича помочь разобраться в причинах этого демарша киргизского лидера.
— 9 мая президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев на третьей минуте торжественной речи на площади Победы в Бишкеке назвал имя вашего покорного слуги. После меня такой чести удостоился только Затулин.
Цитирую: «Известный российский писатель Михаил Веллер в интервью агентству «Росбалт» фактически поддерживал скинхедов». Ну, дескать, они неосознанно берут на себя функции по защите государства и убивают сотни беззащитных людей, в том числе детей, защищая интересы России. Это все слова из его речи, только в несколько сокращенном изложении.
Неплохо и далее: «Не Затулиным и Веллерам говорить, что киргизы чужды России. Скорее, это их предки, судя по фамилиям, прибыли в Россию или из пустынь Палестины, или из лесов Европы». И проблема России, по его словам, не чужаки и трудовые мигранты из Киргизии, а некоторые писатели и политики, разжигающие национальную рознь.
Это интервью, на которое ссылается Атамбаев, забыл я, забыли все, и нашли только через день поисков. Оно состоялось ровно 11 лет тому назад, в мае 2006 года. Киргизы в нем никак не упоминаются. Я вообще о киргизах никогда, ничего не говорил — ну, просто повода и случая не было. А о скинхедах было сказано так: «Сегодняшний разгул национал-экстремизма можно считать уродливой, болезненной и опасной формой обострения инстинкта национального самосохранения».
Еще сказано: «В моем простом представлении никто не может поднимать руку на человека только потому, что он другого цвета». Я говорил еще и о героине, который весь почти идет через Таджикистан: «Но юные экстремисты, вместо того, чтобы искать и наказывать мафию, режут несчастную, невинную девочку».
Еще я говорил в том большом интервью, что в чужой монастырь не ходят со своим уставом, об иностранных студентах в Советском Союзе периода моей юности, о гражданстве в Древнем Риме и мультикультурализме в сегодняшней Европе. Говорил об итальянском фашизме и германском национал-социализме, о старом Ле Пене и Муссолини, о сидящем в тюрьме Ходорковском и будущих выборах 2008 года. Несколько фраз о скинхедах занимали очень мало места в том разговоре.
И что характерно: когда-то я упоминал азербайджанскую рыночную мафию — и ведь молчал президент Азербайджана. Говорил о таджикском наркотрафике — ни слова из Таджикистана. Что ж в Кыргызстане такое стряслось, что Атамбаев так выступил? Понятно, что речь пишет спичрайтер, а материалы ему поставляют помощники и референты, но озвучивает-то это президент от своего имени!
Что касается меня лично. Судя по моей фамилии, предки мои прибыли когда-то из Англии или Германии. Возможно, господин президент не знал, что в Палестине таких фамилий не бывает. Это у него просто явный отсыл к национальности, которая «не отсюда». И он дважды повторил: «Хотел бы от себя добавить несколько слов для господ веллеров и затулиных…» и «Не затулиным и веллерам говорить о том…» Это фразеология газеты «Правда» эпохи борьбы с «безродными космополитами» и «врачами-убийцами».
Это не новая идея — когда что-то не ладится, выделить «инородцев» и противопоставить их русским. То есть перевести стрелки на «чужаков», которые «пытаются разжечь рознь между двумя нашими родственными народами». Раньше это называлось «разыграть еврейскую карту». Никогда я ничего не говорил о чуждости киргизского и русского народов! И дискуссию на тему «Кто внес больше в сокровищницу русской культуры — киргизы или евреи» считаю категорически неуместной.
И что характерно: в России найдется немало русских националистов славянского происхождения¸ в том числе радикалов, придерживающихся агрессивных взглядов, — знаменитые фамилии на слуху. Из их жестких, ксенофобских высказываний можно составить и речь, и книгу. Так для чего нужно найти забытое интервью 11-летней давности, где можно хоть несколько фраз за уши притащить к этой теме? Именно потому, что фамилия автора именно Веллер, а не Хвостов или Калугин?
У меня остается еще один вопрос: а почему именно сейчас, господин президент? Не год назад, не три, не восемь и не десять?
— Может, дело не в вас? Но вот понадобилось Атамбаеву «защитить соотечественников», он о вас и вспомнил. Ну, по отношению лично к вам, наверное, нехорошо, но, может, «дело того требует»? Политика, однако. Может, просто извините за это Алмазбека Шаршеновича? Правда, получается при этом, что уже вот десяток лет не нашлось в России другого «отрицательного примера» (кроме Затулина), на который можно было бы сослаться. Так, может, и проблемы-то нет? Тогда вообще непонятно.
— Во-первых, я как частное лицо никак и никем не уполномочен на государственном уровне осуждать или извинять президента другого государства. Я могу выразить лишь свое лично мнение и свое понимание ситуации.
Соглашусь с вами в том, что за последние годы лично мне не известны какие-либо ксенофобские, расистские, националистические высказывания каких-то известных людей из «приличных», живущих и работающих в России. И мне неизвестно, что именно говорил упомянутый Атамбаевым Константин Затулин, но как я потом прочитал, он опроверг слова господина президента Киргизии о себе, и мне вообще ничего не известно о его «ксенофобии».
Я, в свою очередь, за последние 11 лет точно не говорил ничего такого, что можно было бы притянуть к этой теме хотя бы за уши. По моему пониманию, Атамбаеву понадобились хотя бы два человека, которые по фамилиям кажутся не представителями титульной национальности, для того, чтобы сформировать у слушателей убеждение: наши два народа дружат, а вражду между нами сеют представители других народов — неких национальных меньшинств. Вот эта «технология» мне представляется категорически недопустимой.
— Хорошо. Почему понадобились именно Веллер и Затулин, вы объяснили. Но почему вообще прозвучали эти слова киргизского президента, которые говорят о якобы разгуле ксенофобии (и даже киргизофобии) в России, раздуваемой «известными политиками и писателями»? Конечно, в голову к Атамбаеву не залезть, но что можно хотя бы предположить?
— Это стариннейший политический прием. Когда имеются трения между людьми двух народов и двух государств — а некоторые трения между русскими и приезжими есть, это невозможно отрицать — то их нужно объяснить наличием третьей, враждебной силы, которая возбуждает национальную рознь и виновна в этих трениях. И делается это с тем, чтобы сказать, что «наши два народа друг друга любят и будут любить, а вот «эти» нам мешают. То есть у нас с вами нет друг к другу претензий — мы относимся к вам, а вы к нам хорошо, но есть какая-то третья сила, отщепенцы, какой-то третий народец нам мешает.
Это одна из форм политической демагогии, один из способов перевалить с больной головы на здоровую, одна из форм отрицания существующей проблемы и попытки сделать хорошую мину при плохой игре.
Могу предположить еще одно. Россия — страна не только братская, но и кормящая: зарплаты гастарбайтеров очень помогают решать проблемы безработицы и нищеты госбюджета Киргизии. И тут — недавний теракт в метро Санкт-Петербурга. Гибель людей. Террорист-смертник и его установленные сообщники — уроженцы Киргизии.
Это может на бытовом уровне как-то вызвать негативное отношение к Киргизии, порочить ее имидж в глазах какой-то части российского народа. И такие опасения могли возникнуть у кого-то и в Кыргызстане. Вот этот неприятный момент надо сгладить, забыть. И проверенный способ отвлечь массы — указать им врага: вот из-за кого портятся наши прекрасные отношения, вот кто омрачает дружбу наших братских народов!
Этот азбучный политический ход известен со времен царя Хаммурапи. Как подружить двоих? Пусть оба враждуют с третьим, желательно мелким и неопасным, но хорошо известным. Ничто не объединяет так, как общий враг. В цивилизованном мире этот прием давно не применяется: и политкорректность не позволяет, и свободная пресса поймет и живьем сожрет. Но, как я понимаю, в некоторых государствах мнение лидера обсуждению и осуждению не подлежит. Приказано верить — поверят.
Так что над межнациональными проблемами в России, конечно же, нужно еще работать и работать.
— Над чем именно? Если все же вернуться к той небольшой части вашего интервью 11-летней давности, касающейся проблем с мигрантами. Тогда (если предельно упростить) вы в качестве одной конкретной проблемы говорили о наркотрафике, в котором таджики (конечно, далеко не все!) активно участвуют. То есть это не обвинение даже какого-то одного народа, а просто констатация. А если бы вам предложили сформулировать «главную проблему мигрантства» для России сегодня?
— Начнем с того, что Россия 2006 и 2017 годов весьма сильно различается. Страна во многом стала другой. С тех пор она достигла относительного материального изобилия, а затем — снижала уровень своего процветания. С тех пор массы гастарбайтеров построили массу домов в массе российских городов. С тех пор прекратились разговоры о наркоторговле и наркотрафике, хотя распространение наркомании и смертность от наркотиков в РФ не снизилась. С тех пор стали значительно меньше писать о проблеме миграции. Напротив — пропагандировали дружбу народов, открыли огромную и красивую соборную мечеть в Москве, и вся обстановка стала выглядеть несравненно дружелюбнее.
Сегодня проблема мне представляется в другом. Во-первых, строители, предприниматели нанимают гастарбайтеров в основном на очень тяжелых, кабальных условиях. И платят им значительно меньше, чем платили бы российским рабочим. Для них гастарбайтеры — это источник сверхприбыли и объект эксплуатации.
Второе, момент объективный. Сегодня рождаемость в России низка, а в государствах Центральной Азии она значительно выше. Но уровень экономический в этих бывших советских республиках чрезвычайно низок, а потому доля граждан этих государств, приехавших на заработки в РФ, все время повышается. В этом, разумеется, нет ничего плохого. Мы приветствуем все народы, мы за открытый мир и мы за дружбу. Но надо понимать, что именно по причине эксплуатации этих людей и извлечения из них сверхприбыли — объективно они работают на люмпенизацию беднейших слоев российского народа, уровень жизни которых бедственно низок. И поэтому я всегда говорю, что при всей любви ко всем братским и небратским народам, при всей приветливости и открытости — конечно же, необходим закон, по которому, во-первых, сначала должны обеспечиваться работой граждане своего государства, но, во-вторых, чтобы при этом иностранцам не имели права платить меньше, чем россиянам.
Понимаете, никто не совершенен, но это еще не повод для вражды. И хозяин дома должен быть гостеприимным хозяином, и гость должен быть вежливым гостем, и отношения всегда должны быть справедливыми. И любые отношения можно и должно улучшать. Но вот через ложь и клевету ни любовь, ни дружбу не построишь.
Беседовал Александр Кривенков