Posted 11 мая 2017, 11:30
Published 11 мая 2017, 11:30
Modified 30 марта, 23:20
Updated 30 марта, 23:20
Срочно, пока его не лишили должности, свою приверженность идеалам новой национальной политики Украины пришлось доказывать главе МВД Арсену Авакову. Утром 10 мая, после произошедших накануне массовых стычек, он уволил руководство полиции Днепра и Днепропетровской области, а мэр того же города, в котором произошли самые жесткие столкновения во время демонстраций 9 мая, Борис Филатов, опубликовал в Фейсбуке заявление, достойное идеологической программы лидеров Третьего Рейха.
Раскол украинского социума ярко проявился во время празднования Дня Победы. Виртуальные эмоции со страниц соцсетей перебрались на улицы больших городов и приобрели реальные очертания, в которые не нужно было тщательно всматриваться, чтобы увидеть образовавшуюся в обществе трещину— там нарисовалась целая пропасть, на разных сторонах которой стоят граждане одной страны, смотрящие друг на друга с лютой ненавистью.
Столкновения между участниками праздничных демонстраций, в частности «Бессмертного полка», и националистами в Днепре произошли на подходе к монументу Вечной Славы. Поводом для нападения радикалов на митингующих стал отказ последних выбросить флаги с запрещенной на Украине символикой, под которыми они шли. В результате драки пострадали 14 человек, 15 участников демонстрации были задержаны.
«Вследствие указанных событий были травмированы 14 человек — 8 участников мероприятия и 6 полицейских, которые осуществляли охрану порядка во время мероприятия. 4 лицам медработники оказали помощь на месте происшествия, 4 пострадавших обратились в больницу», — сообщается на сайте украинского МВД.
Отмечается, что у задержанных были изъяты четыре пистолета (три травматических и один газовый), четыре ножа, газовый баллончик, шило, гвоздь, пилочка для ногтей (!) и другие предметы.
Вообще-то 9 мая столкновения демонстрантов произошли в нескольких городах Украины, но сюжет у них у всех один. Главной причиной скандалов стала запрещенная новыми украинскими законами символика. Приверженцы классической исторической оценки той войны, а именно Великой Отечественной, которых, неожиданно даже для них самих, вышло на улицы гораздо больше, чем ожидалось, пытались почтить память погибших по старинке, с привычными лозунгами и атрибутами, прославляя своих героических дедов. Националисты же, вооруженные «новым видением» и имеющие теперь своих героев, в основном в военной форме участников АТО, пытались отобрать эти символы и всячески препятствовали участникам поминального мероприятия.
В общем, одни хотели отобрать, а другие не отдавать. Ни символы, ни собственные представления о прошлом, связанные с ними. Где-то обошлось гневными словами и проклятиями, а где-то в ход пошли кулаки.
Всего в пяти регионах Украины — после празднования 8—9 мая — открыто 8 криминальных расследований, связанных с нарушениями правопорядка во время демонстраций. По информации МВД, задержано 89 человек. Об этом сообщил заместитель главы Национальной полиции Александр Фацевич.
По его словам, в разных городах Украины в эти дни состоялось около 2 тыс. мероприятий, в которых приняли участие до 700 тыс. человек. Их безопасность, а также охрану общественного порядка обеспечивали более 30 тыс. полицейских и 3,5 тыс. военнослужащих Национальной гвардии.
«В целом мероприятия в государстве проходили спокойно, вполовину менее активно, чем в предыдущие годы. Об этом свидетельствует незначительное количество участников акций в большинстве регионов, намного меньше конфликтных ситуаций, и, в результате, задержанных граждан, минимальное количество травмированных», — отметил Фацевич на брифинге.
Немного хроники. В Запорожье активисты и ветераны АТО преградили путь тем, кто исполнял советские песни и держал в руках советскую символику. Возникла серьезная давка, и полицейские еле сдержали два лагеря. Был задержан молодой человек, распыливший в толпе слезоточивый газ.
Небольшие беспорядки также были зафиксированы в Харькове. Местное мероприятие в Лесопарке посетили почти 10 тыс. человек. Порядок на территории мемориала охраняли около 900 полицейских с собаками, конный патруль и силы Нацгвардии. «В течение мероприятия между присутствующими гражданами произошло несколько небольших стычек, которые быстро пресекли правоохранители. Пострадавших нет, с заявлениями в полицию никто не обращался. В целом грубых нарушений общественного порядка не зафиксировано», — сообщил пресс-центр харьковской полиции. Одна из стычек началась из-за того, что кто-то из мужчин пришел на возложение цветов с георгиевской ленточкой. Толпа людей в это время скандировала: «С Днем победы!» и «Фашизм не пройдет!».
Как сообщил «Обозреватель», в Одессе в акции «Бессмертный полк» приняли участие более 400 человек, хотя многие одесситы цифру считают заниженной раз в десять. Популярным в интернете стало видео задержания активиста одесской общественной организации «Вуличний Фронт» в Одессе на Аллее Славы в парке Шевченко. Задержание произошло из-за потасовки с оппонентом, который был одет в футболку с запрещенной символикой СССР. По информации «Интерфакса», количество задержанных за совершение различных правонарушений во время празднования 9 Мая в Одессе составило 15 человек. Основные нарушения: использование запрещенной символики и распространение полиграфической продукции, мелкое хулиганство и другие.
Конфликт погорячее возник в Николаеве 10 мая — бойцы АТО подрались с воинами-интернационалистами. Причиной послужила стычка накануне, во время демонстрации. Атошники и представители националистических организаций пришли в офис к афганцам выяснить, почему те на них напали. В результате завязалась драка. В полиции сообщили, что пострадавшие есть с обеих сторон. У руководителя областной организации воинов-интернационалистов Юрия Соловья разбита голова, одному бойцу АТО разбили голову, другому — сломали руку.
В Киеве «веселились» члены ОУН (Организация украинских националистов — запрещена в РФ). Националисты забаррикадировались изнутри в своей штаб-квартире, выставили в окна колонки и под громко звучащие украинские песни, с криками «Слава Украине» в ответ на оппонентское «Фашизм не пройдет», забросали яйцами, картошкой, шариками с краской, дымовыми шашками и всякой ерундой, видимо, несущей идеологически скрытый смысл, участников марша «Бессмертный полк», маршрут которого, проходил как раз мимо логова патриотов. Ну, на то она и столица, чтобы отличаться экстравагантностью!
Квартиру потом взяли штурмом представители спецслужб с применением таранов для бронированных дверей и слезоточивого газа. Почему активисты не согласились сдаться властям добровольно и получить незначительное административное наказание за хулиганство, непонятно. Видимо, добивались публичности своего «подвига», о чем говорят съемки штурма непослушной квартиры, тщательно расшариваемые добровольными узниками в сети.
Впоследствии в Парке Славы словесные перепалки между конфликтующими сторонами нередко переходили в потасовки. По факту хулиганства киевской полицией возбуждено уголовное производство, 25 зачинщиков беспорядков задержаны.
И все-таки именно Днепр приковал к себе особенное внимание, хотя большей «сепаратистской» активности ожидали в Одессе и Харькове. Но в итоге именно здесь полетели со своих должностей полицейские начальники, хотя сами граждане отмечают классную и адекватную работу правоохранительных органов, благодаря профессиональным действиям которых удалось избежать серьезных последствий противостояния идеологий во время праздников.
Возможно это произошло из-за того, демонстранты в Днепре, те, которые «за Великую Отечественную», ожидая агрессии в свой адрес, позаботились об охране и заранее, не известно пока — за деньги или по идейным соображениям, привлекли на свою сторону подготовленных спортсменов, которых, по данным городских властей, привез в город народный депутат от «Оппозиционного блока» Александр Вилкул. Используя тактику националистов, основанную на «агрессивном беспределе», спортивные ребята и накостыляли быстренько «патриотам», когда те попытались остановить колонну и отобрать «неправильную» символику. Сторонники национальной идеи оказались не готовы к такому повороту событий, явно рассчитывая иметь дело с пожилыми людьми, не способными оказать сопротивление. Кроме непосредственных участников в потасовке пострадали шестеро полицейских.
Потом появились версии того, что это были проплаченные наемники-титушки, а также, как вариант, — что это провокация самих националистов, подставивших своих активистов. Как бы там ни было, утром 10-го полицейское руководство города и области было снято со своих должностей, а мэр Днепра Борис Филатов пообещал создать в городе аналог немецкой организации фрайкор.
«Если ситуация не изменится, то в городе будет создан аналог немецкого фрайкора начала 20 века. Я не хочу развивать эту тему, но уже вижу как ватные жо…ы разрываются от ужаса, — написал градоначальник в Фейсбуке. — Так, в истории нет ничего нового. И плохо, что она ходит по кругу. Если власть не может защитить людей, то они сами имеют право это сделать».
Фрайкор — военизированные формирования в Германии после Первой мировой войны. После роспуска фрайкора многие бывшие добровольцы стали активными участниками Национал-социалистической партии Германии или других крайне правых организаций. Многие из военных руководителей Третьего рейха, а также ключевых функционеров нацистской партии были выходцами из фрайкора. Так что — аналогия красноречивая.
Также городской голова Днепра заявил о прекращении финансирования ветеранских организаций. Он предложил оставить помощь только союзу ветеранов АТО. «С сегодняшнего дня я закрываю городское финансирование всех „ветеранских“ организаций. Хитрож@пые бойцы колчаковских фронтов 46 года рождения выезжают из горисполкома вперед ногами. Навсегда. На следующей сессии городского совета будет выделено городское финансирование союзу ветеранов АТО», — написал Филатов.
Видимо, чтобы снять с себя ответственность за беспорядки в городе, мэр посетовал, что зря доверился обещаниям полиции, что, мол, все под контролем. «Естественно, что у мэра нет пары сотен громил-„космонавтов“, имеющих дубинки и полицейские удостоверения, но все равно виноват… Весь последний год я бил в колокола, рассказывая о том, что в Днепре ненормальная ситуация в полиции. Если вы помните, я даже публично лишил полицию очередной субвенции из городского бюджета. Увы, но в МВД меня никто не услышал», — пожаловался Филатов.
Риторика Филатова явно приобрела стальные нотки под давлением ветеранов АТО, которые призвали «отомстить». В среду, 10 мая, они созвали на главную площадь Днепра всех, кого могли. Атошники вечером сначала собрались на площади возле театра оперы и балета, а потом отправились к зданию областной полиции. Они потребовали от силовиков жестко отреагировать на избиения активистов, ведь среди нападавших «спортсменов» якобы опознали бывших сотрудников милиции и «Беркута». «Днепр! Хлопцы! Побратимы! Не говорите потом, что не смогли или не слышали, или не видели!!! — так начинался призыв на майдан в Днепре. — ФО — военная».
В общем, судя по настроению этой части украинцев, тем, кто с ними не в одной лодке, нужно готовиться к репрессиям и вряд ли они будут проводиться в рамках правового поля. Хотя, помимо увольнения главных копов Днепра, Аваков инициировал служебное расследование действий правоохранительных органов и направил специальную следственную группу для расследования «действий гражданских лиц и их координаторов» в рамках возбужденных уголовных дел.
Александр Вилкул, которого, пока косвенно, обвинили в организации «побития ветеранов АТО», решил рассказать свою правду — а он много чего знает об этом регионе изнутри, ведь в недавнем прошлом депутат Рады был достаточно успешным губернатором Днепропетровской области.
«Официальные медиа вам не расскажут, что нападавшими на колону ветеранов и горожан были люди из праворадикальной организации С14, коллегой которых — Денисом Гордеевым — еще два года назад в затылок в зоне АТО был застрелен офицер СБУ Виктор Мандзик, — написал Вилкул на своей странице в Фейсбуке. — О том, что финансируется и руководится эта организация мэром Филатовым и нардепом Денисенко. Причем основное финансирование идет из бюджета города, так как многие ее члены трудоустроены в коммунальное предприятие со странным названием „Муниципальная полиция“. Такая себе по факту частная боевая организация из более ста человек за средства налогоплательщиков».
Экс-губернатор напомнил о том, что пострадали шесть полицейских, ими получены, в том числе, черепно-мозговые травмы, ожоги слизистой, а также больше двух десятков горожан, среди них — ветераны. Что у радикалов были изъяты ножи, факелы, десятилитровая канистра с зажигательной смесью, непонятные жидкости, похожие на кислоту, балаклавы.
Эта же банда, считает Вилкул, за последний месяц порезала ножами и разгромила 27 палаток ОппоБлока. Нападения были не только на сторонников этой партии, ветеранов, горожан, но и на партию социалистов и афганцев.«Я настаиваю, что эти провокации были заранее организованы, даже особо не прикрываясь, Филатовым и Денисенко. Цель — исключительно политическая», — написал Александр Вилкул.
В общем, понятно, что именно произошло, но непонятно — кто все это заказал. При «умении» украинских правоохранителей доводить дела до суда, а судей выносить приговоры, пожалуй, так и не удастся, в ближайшем столетии, узнать правду. Не желая ждать так долго, однопартийцы Вилкула, то ли искренне озаботившись правами украинцев, то ли используя возможность укрепить свои позиции, обнародовали 10 мая заявление на эту тему.
«Оппозиционный блок требует от власти прекратить репрессии в отношении граждан, праздновавших День Победы, — говорится на сайте фракции. — Мы обращаемся к посольствам ведущих государств мира и представительствам международных организаций с призывом повлиять на нынешнюю украинскую власть, чтобы защитить от преследований людей, которые по всей стране приняли участие в мирных акциях 9 мая».
Если задуматься, чем еще отличался День Победы в этом году от предыдущих, то, пожалуй, стоит отметить, что многие люди, не имеющие возможности без риска для своего здоровья помянуть своих предков в торжественной обстановке, как прежде, сделали это тихо. В основном, ходили на кладбище на могилы своих родственников.
И еще: те, кто все-таки на демонстрации вышли, сделали это по собственной воле, не будучи организованными кем-то — государством или политическими организациями, как это в значительной степени имеет место в России.
Валентин Корж, Днепр, Украина