Posted 20 апреля 2017, 09:00
Published 20 апреля 2017, 09:00
Modified 30 марта, 23:32
Updated 30 марта, 23:32
Силовики из Чечни предприняли попытку задержать в ОАЭ Ису Ямадаева, который обвиняется в организации покушения на Рамзана Кадырова. Произошло это еще до того, как информация о розыске Ямадаева поступила в Интерпол. Такая поспешность объясняется тем, что дело по закону должно быть передано в военное следствие. И тогда может выясниться немало интересного.
Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, как только ГСУ СК РФ по Чеченской республике вынесло решение о предъявлении Ямадаеву обвинений и объявлении в международный розыск, а Старопромысловский суд постановил его заочный арест, в ОАЭ из северокавказской республики вылетел спецборт с группой силовиков. Они заранее знали, что Ямадаев находится в Дубае и, как можно предположить, решили воспользоваться хорошими отношениями, сложившимися между властями Чечни и Эмиратов. Обычно процедура задержания лица, разыскиваемого другой страной, проходит через Интерпол. Правда, в исключительных и редких случаях две стороны могут работать напрямую. Но без решения о розыске и аресте даже в таких ситуациях не обойтись. Вместе с этими документами и прибыли в Дубай чеченские силовики. По данным источника агентства, у них уже все было готово для незамедлительного задержания Ямадаева и транспортировки его в Грозный. Однако силовики опоздали. Буквально накануне их прибытия Иса покинул ОАЭ.
Такая поспешность чеченских правоохранителей, возможно, связана с тем, что уголовное дело в отношении Ямадаева в ближайшее время может быть передано из ГСУ СК РФ по Чеченской Республике в военное следствие. По крайне мере, так это положено по закону, соответствующие жалобы были переданы главам СК и Генпрокуратуры. Военные следователи, изучив материалы, явно обнаружат немало интересного. Как уже сообщал «Росбалт», все доказательства того, что Ямадаев якобы готовил покушение на Кадырова, строятся на показаниях трех других обвиняемых - бывшего охранника Ямадаева Азиза Альвиева, экс-бойца батальон «Восток» Беслана Закараева и его соседа Шамхана Магомадова. Согласно материалам дела, они были задержаны в январе 2017 года в Чечне и во всем признались.
«Первым, еще в начале мае, взяли Магомадова. Ну, как взяли. Приехали люди и увезли. Известно, что били его сильно. Пошли разговоры, будто он признался в том, что готовил теракт в отношении кого-то, чуть ли не Кадырова. Причем об этом рассказывал его сосед Беслан Закараев. Следом, опять же в мае, приехали за Закараевым. Его тоже увезли. Похоже, били. Азиз Альвиев в этот момент находился в Москве. С ним связался его знакомый Султан и пригласил на встречу. После этого Азиз исчез. Гораздо позже ему дали позвонить жене. Он сказал, что находится в Чечне, в Джалке, с ним все в порядке. Правда, звучало это как-то не убедительно. После этого про него никто ничего тоже не слышал», — рассказал свою версию событий собеседник «Росбалта», знакомый с задержанными. Как полагают их близкие (в Чечне быстро становится известно местонахождение «пропавших»), задержанных содержат на базе нефтяного полка у Беноя.
Альвиев, Закараев и Магомадов после пребывания на базе захотели сотрудничать с правоохранительными органами. По данным «Росбалта», вначале Рамзану Кадырову было доложено о том, что Ямадаев готовил покушение на депутата парламента Чечни Магомеда Хамбиева в отместку за расправу над бывшим заместителем командира батальона «Восток» Магомедом Тайсумовым. Затем версия изменилась. Задержанные сообщили, что целью нападения был депутат Госдумы Адам Делимханов. Будто бы с ним хотели поквитаться за убийство в ОАЭ экс-командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева. И уже потом, гораздо позже, родилась окончательная версия о том, что объектом покушения якобы должен был быть Рамзан Кадыров. Причем официально все материалы, в том числе о задержании Альвиева, Закараева и Магомадова, были оформлены в январе 2017 года. Как уже сообщал «Росбалт», показаниях трех обвиняемых изобилуют множеством временных и фактических «нестыковок».
Даже если дело будет передано в военное следствие, возможность того, что его сотрудникам удастся пообщаться с теми, кто давал показания, находится под большим вопросом. В материалах расследования есть только данные об их задержании на 48 часов, но ничего не сказано о последующем аресте. То есть — официально Альвиеву, Закараеву и Магомадову избраны меры пресечения, не связанные с лишением свободы. Поэтому, как полагает собеседник агентства, не будет удивительным, если военные следователи получал только письменные показания этой троицы, а их самих просто не смогут найти.
Герман Александров