Posted 16 апреля 2017, 19:20
Published 16 апреля 2017, 19:20
Modified 30 марта, 23:35
Updated 30 марта, 23:35
Одна из таких «защищенных мастерских» — в центре социально-трудовой реабилитации «Мастер ОК». Сама организация появилась в 2003 году под эгидой Санкт-Петербургской Ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов.
На самом деле юридического понятия «защищенная мастерская» в России нет. Но схема создания подобных мастерских широко распространена в Германии и Финляндии. «Защищенная мастерская» — вариант организации полезной деятельности для инвалидов. В центре они получают профессиональные навыки, знакомятся с трудовой дисциплиной. Это должно помочь им выйти на рынок труда.
Сегодня в «Мастер ОК» действуют четыре мастерские: ткацкая, столярная, швейная, а также по батику. Есть и кухня, где воспитанники учатся готовить. Также в центре открыт кабинет психолога.
Ежегодно здесь обучаются 30-40 инвалидов. А некоторые проводят в мастерской несколько лет. В штате 14 человек. Кто-то работает на полную ставку, кто-то — по совместительству. Помогать инвалидам приходят и волонтеры.
Чаще всего родители сами приводят сюда своих взрослых детей. И по правилам опекуны или родители должны обязательно присутствовать на первом занятии. Если новичку понравилось в мастерской, то его определяют в «диагностическую группу» — специалисты изучают его сильные и слабые стороны. Показывают ему, как шить, ткать, заниматься столярным делом. В процессе приходит понимание, какое именно занятие «цепляет» человека. А затем уже составляется индивидуальный график занятий.
По словам директора центра «Мастер ОК» Ивана Граевского, организация сотрудничает с комитетом по труду и занятости. В рамках совместной программы у воспитанников появляется возможность пройти все стадии трудоустройства: зарегистрироваться в центре занятости, начать работать по графику и даже получать зарплату.
В центре еще и проходят практику выпускники профессиональных реабилитационных лицеев и центров. Получив необходимый стаж, они пытаются устроиться на производство.
Денег за свою работу в мастерских ученики не получают. В прошлые годы центр финансировало в основном государство. Однако с каждым годом такая поддержка все сокращалась. Сегодня участие государства в работе «Мастер ОК» минимальное. На 80-90% он существует за счет пожертвований. В ближайшее время организация запустит краудфандинговую кампанию, чтобы собрать деньги для работы центра.
Наибольшей популярностью в «Мастер ОК» пользуется ткацкая мастерская. Она была основана 8 лет назад. Как вспоминает мастер Марина Беспалова, все начиналось с того, что в одной из комнат стояли два стола, три ткацкие рамки и лежала горстка ниток. Постепенно цех стал расширяться — появлялось больше станков и материалов. А перед учениками ставили все более сложные задачи.
Роман работает в мастерской уже восемь лет. Сейчас ему 37. В центр его привела тетя. «Когда меня привели в „Мастер ОК“, то я, как и большинство мальчишек, пошел в столярную мастерскую. Однажды, когда столярка была закрыта, мне предложили попробовать ткачество, — вспоминает Роман. — И так получилось, что в ткацкой мастерской мне понравилось больше. Сейчас я очень доволен тем, что могу сам изготовить, например, половик. Мой первый половик повесили на стене в нашем центре. Это теперь музейный экспонат, его всем показывают. А другие мои изделия — половики, шарфы, сумочки — все уже проданы. Я стремлюсь делать все самостоятельно, без помощи мастерицы. Хочу стать профессионалом».
Роман пока сам не может делать какие-то вещи. Например, у него не получается заправить нитки в станок. Но ему всегда помогают.
«Мне нравится работа руками, я люблю нажимать на педали. Это спокойная монотонная работа. И это полезное дело. Сейчас я мечтаю освоить сложный шведский ткацкий станок — он многоремизный, у него четыре педали», — говорит Роман.
Еще одному рабочему центра — Вадиму — 24 года. Он пришел в «Мастер ОК» через профессиональный реабилитационный лицей.
«Я начинал со швейной мастерской, но она переехала на улицу Тамбасова, это далеко, мне сложно туда добираться. Тогда я попробовал себя в ткацкой мастерской. Мне понравилось. Разный материал, разные ткани. Начал делать простые закладки, потом перешел на шарфики и сумки. Я чувствую, что расту профессионально. Раньше боялся понаделать много брака. А теперь осмелел. Освоил разные техники. Понимаю, как нужно ткань заложить, как ее обработать. В ткацком деле сегодня могу многое, практически все — от заправки станка до изготовления изделия. Центр дал мне возможность получить профессию, обрести друзей», — объясняет Вадим.
Он успевает заниматься еще и в столярной мастерской — сейчас ученики изготавливают там прототип автомобиля Ford Mustang образца 1989 года.
«Ткачество — это тихая музыка. Ребята за станками эти гаммы играют и достигают очень серьезных результатов. Когда мы достигли определенного технического уровня, то решились выйти на рынок. Сегодня наши изделия для оформления своих интерьеров покупает даже Русский музей. Делаем сумочки для мобильников, органайзеры, бусы и гирлянды из лоскутов. Пытаемся создать свой ассортимент, опираясь на русские традиции. В основном изготавливаем половики, дорожки, пояса. Делаем шарфы, потихоньку переходим к головным уборам. Попробуем создать свою самостоятельную коллекцию. Наша задача — выйти на хороший эксклюзивный уровень. Делать собственные неповторимые вещи», — рассказала мастер Марина Беспалова.
Занятия в центре помогают ученикам не только найти работу, но и друзей, по-новому взглянуть на свою жизнь.
«Бывает, что приходит замкнутый человек. А, позанимавшись у нас, начинает улыбаться, общаться, цветочки дарит, всех любит. Но это труд многолетний, а не одного месяца. Ребята живут в сложных ситуациях, у всех свои заморочки. Кто-то может на год из процесса выпасть. Например, если ему надо на время лечь в больницу. Но потом он снова возвращается», — говорит Беспалова.
Благодаря мастерской люди с инвалидностью больше не вынуждены проводить всю жизнь в четырех стенах. У них появилось место работы и возможность реализовать себя. Занятия на ткацком станке сделали их самостоятельнее.
«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.