Posted 27 марта 2017, 17:19
Published 27 марта 2017, 17:19
Modified 30 марта 2024, 23:48
Updated 30 марта 2024, 23:48
Попытаемся суммировать самые важные итоги воскресных антикоррупционных митингов, прошедших по всей стране — от Владивостока до Калининграда.
1. Это были крупнейшие акции протеста с рекордным количеством задержанных за последние пять лет.
Главное, что это было неожиданно. Во всех смыслах. Мало кто прогнозировал столь массовые и столь обширные политические мероприятия, да еще и во множестве городов страны. Политические прогнозисты опять показали свою беспомощность.
2. #школота
Просто заголовок материала об акции против коррупции, прошедшей в Петербурге 26 марта — «Поколение Путина» взбунтовалось». И этим всё сказано. В Сети даже появился хэштэг #школота — символ воскресных протестов.
Оценки экспертов этого явления, в зависимости от их близости к властям, разнятся от «выросло новое революционное поколение“ до «молодежь за любую движуху». И, мол, им не важно оппозиционная это акция или совместное распитие напитков.
Мнения:
Одна надежда у страны — школота!
— Дэниел Пол (@lastnamepaul) 27 марта 2017 г.
Подрастает поколение, которое Дотку и Навального помнит, а Совок, Ельцина и лихие 90-е, от которых их Владимир Владимирович спас, не помнит
— Экономика РФ (@PutinsEconomy) 27 марта 2017 г.
Правы, скорее всего, и те и другие. Просто власти сделали всё, чтобы вообще никакой «движухи» не было, а в качестве альтернативы предложили проникнуться духовными скрепами 15 века и вечным страхом потери стабильности. А где стабильность, и где молодежь?
3. Телевизор — это прошлый век.
Вверху — скриншот топа Youtube в момент написания этой статьи. Вот так выглядит «программа телепередач» для активных и, как правило, молодых людей в России, чтобы в это время не показывали по федеральным телеканалам. Сужение телеаудитории до контингента «45+» привело к тому, что появились целые пласты населения, в формировании картины мира которых телевизор почти не принимает участия.
Да, возможно они его и смотрят, но только то, что нравится — «Вечерний Ургант» «Пусть говорят», спорт, но и только. Пропаганда работает в основном на пожилых геополитиков-надомников. А для них поход в магазин — это уже подвиг, а уж как-то активно участвовать в жизни страны…
4. Закручивание гаек не сработало.
Программа по закручиванию гаек, которую власти проводили с 2012 года, привела к тому, что в стране прошли десятки несанкционированных акций, а люди в толпе порой просто смеялись над призывами полиции соблюдать закон.
Напомним, что «закручивание гаек» началось после проведения санкционированных, разрешенных властями митингов и шествий, лишь одно из которых, 6 мая 2012 года, вылилось в столкновения с полицией. Которые она же, полиция, во многом и спровоцировала.
В общем, как показало 26 марта, эффективность репрессий — очевидно сомнительная. Другое дело, что власть разучилась за прошедшее время работать более тонко.
Вангую скорое закручивание гаек за вовличение несовершеннолетних в политическую деятельность и участие в митингах.
— Alex Gurin (@AlexGurin1922) 27 марта 2017 г.
5. Не «за» Навального, а против системы.
Еще одна яркая особенность прошедших акций — это широта их географии. Провинция, регионы, остальная Россия, назовите как хотите, проспавшие все протестное движение 2011—2012 года, в этот раз проявили небывалую активность. Люди сами удивлялись количеству земляков, вышедших на митинги и пикеты.
Мнение:
В общей сложности в 82 акциях в городах России приняли участие приблизительно 60 тысяч человек — оценка ‚Эха Москвы‘.
— Владимир Варфоломеев (@Varfolomeev) 26 марта 2017 г.
Откуда взялись неожиданно массовые (особенно для нестоличных городов) и со столь обширной географией протестные акции? Просто многих достало, аж до провинции. Как пишет автор "Росбалта", протестовали по всей стране не «за» Навального, а против системы, генерирующей коррупцию, бедность и бесправие. И это могли быть хороводы против чиновников, стояние за справедливость или дискотека вопреки бедности, люди бы все равно пришли. Чтобы наполнить любую форму уличных действий противовластным содержанием.
6. Региональные выступления порой были жестче, чем в столице.
В том смысле, что в некоторых городах выступления на митингах звучали радикальнее, чем в столице. А в Петербурге был момент, когда показалось, что началась революция. Причина тут очевидна: в регионах все так же плохо, как в России вообще, плюс есть местная специфика.
В том же Петербурге губернатор Георгий Полтавченко продавил решение о переименовании безымянного моста в мост Ахмата Кадырова, а потом передачу Исаакиевского собора РПЦ. Зачем понадобилось столь демонстративно игнорировать мнение горожан? Ради чего? Ответов нет, зато есть самая яркая и одна из самых массовых акций 26 марта в России.
Питер, Дворцовая площадь, 1917-2017. pic.twitter.com/o8BzbMyxZL
— Russia is fake news (@Mortis_Banned) 26 марта 2017 г.
7. ГосСМИ промолчали и даже новостные агрегаторы подозревают в цензуре.
Еще одна «новость» стала хитом воскресенья — агрегаторы новостей — Яндекс, Мэйл.ру и Рамблер полностью контролируются госцензурой, а вовсе не роботами и алгоритмами. Даже если и роботами, то в погонах. И теперь от репутации подцензурной площадки им будет трудно отмыться, даже если они и попробуют это сделать. С другой стороны, никто давно цензуре в СМИ не удивляется, только фиксирует…
Забавно, что Первый канал снимет сюжет про беременную коалу, а вот про митинги в ~80 городах России и словом не обмолвится.
— оппозиционеро4ка (@bb1gmbtch) 26 марта 2017 г.
— Загнивающий Запад (@gniloywest) 26 марта 2017 г.
Правда, Яндекс разместил в своем блоге материал, где признал, что «вчера Яндекс.Новости отставали от картины дня». И объяснили, почему. Но объяснения таковы, что все равно остается выбор: либо верить, либо нет.
8. Что дальше?
Скриншот вверху содержит ответ Дмитрия Медведева на вопрос ‚как он провел вчерашний день‘.
Еще одна новая особенность политической жизни в России, после 26 марта, это варианты будущего. Раньше можно было включить оттепель, или побаловаться с пресловутыми гайками, а теперь то что?
У властей есть, конечно, и еще один путь — не обращать внимания и просто жить дальше, объяснив всем и Каждому (и мы знаем этого каждого), что ничего такого не произошло, а главное — «86% поддержки», по-прежнему наши. Если этот аутотренинг власть успокоит, то кто мы такие, чтобы объяснять ей, что здесь все не так просто?