Posted 1 марта 2017, 18:48
Published 1 марта 2017, 18:48
Modified 31 марта, 00:05
Updated 31 марта, 00:05
Скандал вокруг возможного слияния Российской государственной и Национальной библиотек получил развитие: руководители учреждений провели пресс-конференцию, где рассказали о своем обращении к премьеру Медведеву, планах по оптимизации работы и непростых отношениях с сотрудниками. По словам гендиректора РНБ Александра Вислого, создание единого для московской и петербургской библиотек – это лишь один из сценариев, предложенных правительству. А частое пребывание в столице – «тяжелый крест, который несет любой руководитель РНБ».
Согласно вступившим в силу поправкам в закон «О библиотечном деле», в России в скором времени должен появиться системный электронный ресурс под названием «Национальная электронная библиотека». Именно на его основе руководители РГБ и РНБ предложили связать имеющиеся цифровые базы. Соответствующее обращение они направили Дмитрию Медведеву. По мнению авторов письма, объединение фондов позволит «кардинально оптимизировать работу» и избежать ситуации, когда дублируются многие функции.
В послании подчеркивается, что речь о ликвидации «знаменитой «Салтыковки» в Санкт-Петербурге или «Ленинки» в Москве не идет. «При создании объединенных ресурсов этих двух библиотек должна быть бережно сохранена их уникальная специфика, но при этом выигрывает общегосударственное дело повышения интеллектуального и духовного потенциала нашего общества», — гласит текст обращения.
Для обеспечения процесса, по мысли авторов, должен быть создан попечительский совет во главе с председателем Российского книжного союза Сергеем Степашиным. Прорабатывать вопрос слияния будет межведомственная рабочая группа при правительстве. В нее войдут представители различных министерств, советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, а также главы РГБ и РНБ.
Одним из возможных сценариев объединения фондов рассматривается слияние «Салтыковки» и «Ленинки» путем образования одного юридического лица. Эти планы возмутили широкую общественность и побудили ряд ученых, библиотекарей и писателей публично выступить против. В частности три авторитетных специалиста в области библиотековедения публично обратились к Владимиру Путину с просьбой «предотвратить готовящуюся антибиблиотечную, антикультурную акцию». Именно поэтому мероприятие в виде видеомоста между Санкт-Петербургом и Москвой в среду посетили десятки журналистов.
Предваряя стадию вопросов, и.о. гендиректора «Ленинки» Владимир Гнездилов вспомнил «древнюю мудрость»: «Не спешите видеть плохое, постарайтесь разглядеть хорошее».
Однако первый же вопрос касался вызвавшего скандал обращения премьеру, о котором ранее было известно только в пересказе действующих лиц. «По планам общественное обсуждение начинается с сегодняшнего дня», – среагировал господин Вислый и пояснил, что готов опубликовать текст письма на сайте библиотеки в ближайшее время.
Обсуждать предлагается, в том числе, несколько сценариев объединения фондов. «Возможен вариант, когда все остается так, как сейчас: два юридических лица, две библиотеки. Тогда нужна система договоров, которые бы обеспечили устойчивое развитие на большую перспективу. Нужно изменять уставы библиотек. Есть вариант, когда происходит слияние двух библиотек — очень сложный юридический процесс, потому что необходимо внесение в законодательство: наши библиотеки прописаны во многих законах. Бесконечно сложный процесс. Есть вариант, когда создается третье юридическое лицо, которое занимается решением этих проблем. Можно назвать еще и четвертый, и пятый вариант. Но это вторично. Важно достижение тех целей, которые мы перед собой поставили», – описал ситуацию гендиректор РНБ.По его оценке, на административное слияние московской и петербургской библиотек в любом случае потребуется «много лет».
Значительно меньшее время – «как минимум год» – уйдет на общественное обсуждение вопроса. Планируется, что площадками для дискуссии со специалистами, законодателями и представителями профильных властных структур станут Общественная палата, петербургское Заксобрание и Мосгордума. «Общественное мнение – это такая странная штука... Общественное мнение вырабатывается общественными организациями. Вот будет обращение общественных организаций — будем работать», – пояснил Вислый.
Руководители учреждений также поспешили развеять слухи о грядущих массовых увольнениях сотрудников. Ранее Минкульт опроверг информацию о сокращении 400 работников «Публички».
Увольнений не стоит ожидать «ни в этом, ни в следующем году», заверил директор РНБ. Наоборот, с вводом в эксплуатацию нового корпуса библиотеки на Московском проспекте появится потребность в дополнительном наборе персонала. «Это 42 тыс. кв. метров новых. Сейчас у нас 115 тыс. кв. метров. Это огромное количество помещения. В этих помещениях должны работать люди. Эти помещения должны работать на библиотеку — их нужно обслуживать, их нужно, в конце концов, убирать. У нас нет вариантов сокращения персонала ни при каких условиях. Мы можем только набирать людей в этом году. И в следующем», — сказал Вислый.
Впрочем, его московский коллега призвал взглянуть на вещи более прагматично. Он указал на неизбежную технологическую «оптимизацию», которая рано или поздно повлечет за собой кадровые потери. «Процессы оптимизации, совершенствования организационной структуры, организации технологических библиотечных циклов предполагают определенное высвобождение рабочих рук, – добавил Владимир Гнездилов. – В этом я не вижу ничего плохого. Это нормальная жизнь, нормальные производственные процессы. Но речи о том, что будут массовые увольнения в связи с этим, не может быть».
Исключение из правил – служба поддержки IT-технологий. По словам Александра Вислого, она должна быть единой для двух библиотек. «У нас одинаковое программное обеспечение, у нас одинаковые бухгалтерские системы, у нас практически все одинаковое, но получилось две разных электронных библиотеки. Вот это все точно должно поддерживаться и обслуживаться одними людьми».
Вопросы о громких конфликтах с сотрудниками на фоне общего скандала управленцев заметно взволновали. Комментируя увольнение главного библиографа информационно-библиографического отдела РНБ Татьяны Шумиловой, Александр Вислый заявил, что кадровое решение было принято на основе нарушения трудовой дисциплины: «Я гендиректор библиотеки, в которой в основном работают женщины. Не было случая за год, чтобы я не подписал кому-нибудь разрешение на отсутствие - на полдня, на день, на два. Дети, внуки, разные другие причины бывают. Но когда этого сделано не было, и человек даже не пришел, не сказал: „Извини, виноват“... Ну что мне остается?» Однако возможность восстановления библиографа на работе директор не исключил, не уточнив, правда, от чего или от кого это зависит.
В свою очередь известному своей писательской работой библиографу Никите Елисееву пока не грозят новые взыскания, отметил Вислый. «У господина Елисеева восемь взысканий за время его работы в библиотеке. Никаких других я выносить не собираюсь. Но восемь взысканий — это, простите, много», — сказал он журналистам.
Еще во время пресс-конференции сотрудник РНБ прокомментировал слова директора. Он рассказал в интервью «Росбалту», что в настоящее время у него только одно взыскание, а остальные были с него сняты еще в те времена, когда Публичкой руководил Антон Лихоманов (с января 2011 по январь 2016, – «Росбалт»). «Как только Лихоманов ушел, меня вызвали в отдел кадров, в котором я расписался о снятии всех взысканий. Я человек достаточно эксцентричный, может быть, их было даже больше, чем восемь. У меня сейчас только один выговор. Я получил его за то, что позволил фотографу журнала „Сноб“ сфотографировать себя как переводчика книги Себастьяна Хафнера. За него я расписывался. Откуда Вислый взял еще восемь выговоров, ума не приложу. Я ведь тихий библиограф. Я работаю в библиотеке», — подчеркнул Елисеев.
Он попросил коллегу проверить документацию. «Выснилось, что у меня только одно взыскание. Это значит, что Вислый меня оклеветал», — полагает Елисеев.
В ходе разговора с корреспондентом «Росбалта» библиограф посетовал, что директор «Салтыковки» много времени проводит в столице, вдали от рабочего кабинета. Похожим вопросом задались собравшиеся на пресс-конференцию журналисты. «Ясно, что много вопросов нужно решать в Москве, – задумчиво ответил Александр Вислый. – Много вопросов нужно решать в Санкт-Петербурге. Это тот крест, который несет любой руководитель РНБ, начиная от Владимира Николаевича Зайцева (директор библиотеки в 1980-х – 90-х гг., – «Росбалт»). Ну, приходится полжизни проводить в поезде, что делать».
Денис Гольдман