Posted 1 марта 2017, 10:25

Published 1 марта 2017, 10:25

Modified 31 марта, 00:05

Updated 31 марта, 00:05

ФСБ нацелилась на «Биржу компромата»

1 марта 2017, 10:25
Из «дела «Шалтая-Болтая» в отдельное производство будут выделены материалы в отношении организаторов ресурса по продаже переписки чиновников и бизнесменов.

Следственное управление ФСБ планирует в ближайшее время выделить в отдельное производство из «дела „Шалтая-Болтая“ материалы в отношении организаторов „Биржи информации“ (еще ее называют „Биржей компромата“), торгующей перепиской чиновников и бизнесменов. На этот раз расследование будет вестись по статье УК РФ „Вымогательство“. Подозревается, что Биржа была создана бухгалтером „Шалтая-Болтая“ Александром Глазастиковым, который скрывается в Эстонии, и „неустановленными лицами“.

Как рассказал „Росбалту“ источник в российских спецслужбах, сотрудники ФСБ проводят активные оперативные мероприятия в отношении создателей „Биржи компромата“. Согласно версии контрразведчиков, создатель проекта „Шалтай-Болтай“ Владимир Аникеев (Льюис) изначально не предполагал зарабатывать на взломанной частной переписке чиновников и бизнесменов. Это и он сам подтвердил во время допросов. Льюис заявил, что он и ребята из его команды (Константин Тепляков и Александр Филинов) видели себя интернет-анархистами, хотели покуражится и доказать, что Интернет — это свободная территории, где каждый может свободно размещать любые сведения, в том числе чужую переписку.

Один из участников команды — Александр Глазастиков — занимался изучением массивов информации и отбором наиболее интересных данных. В какой-то момент произошел „эксцесс исполнителя“ и Глазастиков вместе с „неустановленными лицами“ решил начать зарабатывать крупные суммы на переписке. Так на свет появилась „Биржа информации“, на которой в продажу за биткоины стала выкладываться содержимое чужих почтовых ящиков. Причем речь шла не только о массивах информации, добытых „Шалтаем-Болтаем“, но и контенте, который Глазастиков получал от „неустановленных лиц“. „На ‚Бирже информации‘ на продажу выставлялось и выставлено сейчас меньше 50% информации, которая имеет отношение к ‚Шалтаю-Болтаю‘. Остальное получено от других источников“, — рассказал собеседник „Росбалта“.

Аникеев заявил, что несмотря на то, что лоты на Бирже уходили за крупные деньги, Глазастиков изредка лишь выделял ему суммы в размере $5-10 тыс., которые в равных долях делились между Льюисом, Тепляковым и Филиновым. Причем эти выплаты не совпадали с продажами лотов на бирже, а имели спонтанный характер. „Вся прибыль оседала у Глазастикова и неустановленных лиц, которые и создали ‚Биржу информации‘, — отметил источник агентства.

Сведения о том, что именно Глазастиков был одним из создателей ‚Биржи информации‘ подтверждается собранными ФСБ материалами, в том числе — записями разговоров его с Аникеевым. После того, как в ноябре 2016 года Льюис был задержан в аэропорту Пулково, он сразу согласился сотрудничать со следствием и активно принимал участие в оперативных мероприятиях. Аникеев, в частности, связывался с проживающими в Таиланде и на Украине, Тепляковым и Филиновым, беседовал с ними и в итоге уговорил приехать в Россию, где они и были задержаны. Кроме того, Льюис неоднократно вел записываемые оперативниками разговоры с Глазастиковым, во время которых последний подтверждал свое отношение к организации работы ‚Биржи информации‘. Вначале Глазастиков был откровенен в беседах с Аникеевым, выражал готовность прибыть в Россию. Однако потом резко свернул общение. Есть сведения, что его кто-то предупредил о грозящей опасности.

Как удалось выяснить ‚Росбалту‘, в оперативно-следственную группу по делу ‚Шалтая-Болтая‘ входил сотрудник Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ РФ Дмитрий Докучаев. Он участвовал в допросе Аникеева, опрашивал последнего и был задействован в мероприятиях по данному делу. Пятого декабря 2016 года были задержаны Тепляков и Филинов, тогда же стало понятно, что Глазастиков в страну никогда не приедет. Вскоре после этого под стражу взяли Докучаева и его руководителя, начальника 2-го управления ЦИБ ФСБ РФ Сергея Михайлова. Формально расследование в отношении контрразведчиков никак не связано с ‚делом Шалтай Болтай‘. Они вместе с сотрудником ‚Лаборатории Касперского‘ Русланом Стояновым и бывшим совладельцем одной из платежных систем Григорием Фомченковым обвиняются в госизмене.

По данным ‚Росбалта‘, Аникеев категорически отрицает, что у него были какие-либо кураторы. По его словам, Михайлова он никогда не видел, а с Докучаевым впервые столкнулся после своего задержания. Однако Льюис не исключает, что некие кураторы могли быть у создателей ‚Биржи информации‘.

Герман Александров

Подпишитесь