История с передачей Исаакиевского собора в ведение РПЦ открыла для нас много нового. Например, отныне мы знаем, где в Петербурге находится оплот веры и православия. Нет, это не храм и даже не Смольный с его членами Афонского общества. Это Законодательное собрание, где считается нормальным говорить от имени чуть ли не всех христиан и запрещено задавать неприятные вопросы «православным депутатам». Но обо всем по порядку.
В субботу, 28 января, на Марсовом поле прошла акция против передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ. Формально это была «встреча избирателей с депутатами», ведь митинг так и не согласовали. Депутаты-оппозиционеры там действительно присутствовали, но не было ни сцены, ни политической символики, ни микрофонов. Пообщались и мирно разошлись. Организаторы насчитали до пяти тысяч пришедших, полиция сообщила о двух.
Во время схода на Марсовом поле правозащитник Динар Идрисов раздал около 200 флаеров с надписью #ОккупайИсаакий. Флаер можно было в тот же день бесплатно обменять на билет в собор. Многие действительно решили сходить на экскурсию. В ожидании провокации к Исаакию предусмотрительно прислали наряды ОМОНа.
Уже ни для кого не секрет, что службы в соборе проходят регулярно, при этом музей работает, и экскурсионное обслуживание не останавливается. Служба шла и в этот раз, но в связи с появлением новой группы посетителей не прерывалась. Пришедшие ей не препятствовали, а спокойно послушали получасовую экскурсию в сопровождении штатного экскурсовода музея. Потом 13 человек взяли в руки листки бумаги и, встав в ряд, составили фразу «Музей — городу!» В огромном соборе толпились около двух десятков стражей порядка, призванных наблюдать за «провокаторами», но никто из полицейских не высказал ни одной претензии. Священники к ним также не подходили. Все длилось меньше 10 минут, служба при этом проходила в противоположном конце огромного храма. Видео с акции может посмотреть любой желающий — верующие даже при желании вряд ли смогли понять, что происходит, из-за большого расстояния между ними и активистами. Потом акционисты сами покинули собор.
Но в интерпретации депутатов от «Единой России» и ЛДПР все эти события приобрели истерический окрас. Возмущенные парламентарии подготовили обращения в адрес губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, генпрокурора РФ Юрия Чайки, главы СК РФ Александра Бастрыкина и главы МВД Владимира Колокольцева с просьбой провести всестороннюю проверку случившегося и принять меры по наказанию виновных.
Сход на Марсовом поле, по мнению депутатов, был на самом деле «стихийным митингом». Собрались там «представители ЛГБТ-сообщества, анархисты, пацифисты и иные активисты». Упоминание «пацифистов» в 2017 году выглядит несколько странно, здесь дают о себе знать военные «корни» спикера ЗакСа Вячеслава Макарова. Но если раньше председатель частенько путал парламент с казармой, то теперь все депутаты как будто оказались на уроке в церковно-приходской школе.
«Святитель Филарет говорил, что вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. В храме мы все стоим, как одно целое, объединены одной верой, святой евхаристией, если хотите знать. Независимо от того, какой ты пост занимаешь. Но в городе святого апостола Петра произошло растаптывание чувств миллиона православных верующих России. Это осквернение не подлежит никакому осмыслению. Эти активисты не просто вне человеческих норм морали, они вообще вне закона», — сообщил спикер с трибуны.
В партии власти посчитали, что «спланированные» действия пришедших в Исаакиевский собор были направлены на то, чтобы сорвать богослужение и оскорбить чувства верующих. В связи с этим Макаров даже назвал ЛГБТ-сообщество «спецназом партии «Яблоко». В обращении к силовым ведомствам и губернатору акцию в Исаакии открыто сравнивают с панк-молебном Pussy Riot. С напоминанием о том, что его участницы понесли уголовное наказание. Виноваты, по мнению парламентариев, и сотрудники музея, которые не препятствовали поднятию бумажек с буквами. А вот полицейские, которые за всем наблюдали и ничего не сделали, оказались ни при чем.
Сложно представить, как надпись «Музей-городу!» оскорбляет чувства адекватного верующего человека. Но православие в ЗакСе имеет такой накал, что и пояснить это депутаты были не в состоянии. «Да вы знаете, что там творилось? Что они устроили?» — восклицал Макаров, но каждый раз вопросы были риторическими. Свою версию событий спикер так и не рассказал. Когда же «яблочник» Борис Вишневский поинтересовался, как лично единоросса Александра Тетердинко оскорбила данная акция, вопрос был снят. «Самим вопросом вы оскорбили православного депутата Тетердинко!» — отрезал Макаров.
Парламентарий Борис Вишневский же напомнил слова апостола Павла: «Бог поругаем не бывает». Что повлекло за собой очередной всплеск ликбеза из области религии.
«Речь идет об омерзительной акции во время субботнего богослужения. Вы знаете, что такие акции означают для православного верующего? Что такое молитва? Что такое крест? Вы вспомните, сколько людей погибли за последние десятилетия, которым предлагали: «Сними православный крест, и останешься живым. Отрекись от веры и Христа». И никто не снимал. А мы с вами не смогли защитить наш храм и нашу веру. В этой ситуации важно покаяться и осудить эту омерзительную акцию, которая взорвала православный мир», — сообщил Макаров.
Покаяние в интерпретации спикера выглядело вполне конкретно: «Если бы все организаторы и активисты пришли, встали перед Исаакиевским собором на колени и стали молиться с просьбой простить людей, совершивших этот вопиющий поступок, то разговор пошел бы по-другому».
Но вообще с нарушителями спокойствия верующих обошлись довольно мягко, потому как РПЦ всегда призывает к единению, а не расколу. «Вы представляете, что бы было, если бы подобное произошло не в православной религии, а в какой-то другой?» — задался Макаров сакраментальным вопросом, который в свое время уже поднимала Елена Ваенга.
В беседе с журналистами спикер и вовсе нашел в себе смелость высказаться от лица «всех православных».
«Мы сейчас гремим по всему миру, как люди, которые позволили в Исаакиевском соборе топтать нашу веру православную. Шквал обращений со всего мира. Во время богослужения состоялась кощунственная акция. Кто-то считает, что это был незаметный факт, но всех православных это не просто задело. Затронуло! В храме, в доме божьем! Я сам православный человек с верой в душе и в сердце. Глубоко убежденный в этом не просто с момента крещения, а с момента своего рождения. И я не понимаю, чем люди недовольны, мы же делаем лучше. Вход в собор будет бесплатным. Должны, наоборот, спасибо говорить», — отметил спикер.
Неизвестно, чем закончится жалоба на акцию в соборе от толпы православных депутатов, ни один из которых не был на обозначенной службе. При этом оппозиционеры из «Справедливой России», Партии Роста и «Яблока», которые в субботу были Марсовом поле, перформанс с буквами тоже осудили. И всячески пытались доказать, что их сход был, что называется, из другой оперы.
Но выйти сухими из воды все же не получилось. Партии власти уж очень не понравилось, что по петербургскому закону депутаты могут собирать тысячи людей без согласования с формулировкой «встреча с избирателями». Во избежание майдана лавочку было решено прикрыть. Православный единоросс Тетердинко внес поправки, согласно которым уличные встречи с депутатами приравниваются к митингам и требуют получения разрешения от полиции.
«Когда вы собрали митинг у Исаакиевского собора — власть терпела, вас не разгоняли. Когда движение «Весна» проводило провокационную акцию на ступенях храма — власть терпела. Когда вы на Марсовом поле фактически устроили митинг, мы и это стерпели. Но ваши действия привели к тому, что была устроена безобразная акция внутри собора во время вечерней службы. Мы подумали, что вы под видом встречи с избирателями майдан устроите, если так дальше пойдет», — пояснил Тетердинко.
Поправки пока приняты только в первом чтении, но ничто не мешает единороссам осуществить задуманное. И тогда оппозиционерам придется либо отказаться от встреч со сторонниками, либо митинговать в Полюстровском парке.
Переходя к понятной единороссам риторике, стоит напомнить слова Иисуса: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Но отчего-то православные депутаты в ответ на легкий толчок предпочитают давать полноценный хук справа.
Софья Мохова