Posted 16 января 2017, 12:45
Published 16 января 2017, 12:45
Modified 31 марта, 00:34
Updated 31 марта, 00:34
Эксперты сошлись в том, что наши студенты не могут себя правильно презентовать и совершенно не умеют учиться.
«На самом деле, люди, которые ругают наше фундаментальное образование, глубоко не правы. Я готова сказать, как хантер, что специалистов с нашим фундаментальным образованием, особенно техническим, медицинским, авиационным и инженерным, очень активно берут по всему миру, — заявила основатель и глава рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская. — Но чему не учат наших выпускников, и это главная проблема: в отличие от коллег из Европы и Америки, у них нет навыков самопрезентации. Они не могут хорошо себя продать работодателю, не могут грамотно презентовать свои первые проекты».
Еще одна проблема, по словам эксперта, заключается в том, что наших выпускников не учат учиться. «Большинство вузов просто вбивают в них большой объем хороших и важных знаний, но не учат их адаптивности, умению забирать знания из среды, которая не хочет учить», — отметила Владимирская. При этом она подчеркнула, что именно с этим обычно имеют дело молодые специалисты, когда приходят в бизнес.
«Кроме того, у нас вузы практически не учат реальному бизнесу. Я не имею в виду собственное дело, я говорю о реалиях работы в компаниях. Поэтому наши выпускники чаще всего приходят с увесистым багажом фундаментальных знаний, большая часть которых для реальных компаний не актуальна», — заметила эксперт.
Именно поэтому в кризис работодатели так неохотно берут выпускников: новоиспеченных специалистов обычно приходится доучивать, а в кризис денег на это просто нет.
Руководитель сайта для молодых специалистов Career.ru Ирина Святицкая, согласилась, что первая проблема, конечно, самопрезентация. «На Западе преподносить себя детей учат с детского сада. Это очень важно. Молодые люди часто теряются на собеседованиях, не знают, что рассказывать: кто-то молчит, кто-то эмоционально тараторит. Такая нервозность очень чувствуется. Естественно, люди это считывают. Нередко работодатели это воспринимают как признак лжи или некомпетентности», — отметила эксперт.
Чтобы таких проблем избежать, можно прокачать навык самопрезентации самостоятельно. Святицкая советует заучить свое резюме, рассказать его под запись на камеру или диктофон, а потом прослушать, подкорректировать и повторить все сначала. «Достигнув той стадии, когда вы будете готовы сами принять себя на работу, можно потренироваться на друзьях и родственниках. Лучше, если это будут люди из профессии, которые будут задавать вопросы», — заметила она.
Вторая проблема, по мнению эксперта, в отсутствии навыка самостоятельной работы. «В наших библиотеках не часто встретишь студентов, даже в институтских, в то время как в любом британском вузе, чтобы попасть в библиотеку, вам придется постоять в очереди», — подчеркнула собеседница «Росбалта».
По ее словам, в британских вузах серьезный пласт заданий ориентирован именно на самостоятельную подготовку, поиск и анализ информации, умение делать выводы. В России же нередко все строится по схеме: записал лекцию, выучил, пересказал на экзамене.
Еще одна проблема, на которую обратил внимание руководитель пресс-службы портала Superjob Иван Кузнецов, заключается в недостатке информации о связи образования с будущими карьерными возможностями. Как результат (об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного компанией Superjob): значительное количество выпускников разочарованы в выборе профессии, а работодатели из года в год твердят о плохой подготовке молодых специалистов. Нередко на выбор профессии и вуза влияют родители, добавил Кузнецов.
По его словам, в России прослеживается зависимость между состоянием экономики и готовностью работодателей принимать на работу молодых специалистов: если с посткризисного 2009 года наблюдался ежегодный прирост числа компаний, берущих на работу выпускников вузов, то с 2014 года — снижение готовности трудоустраивать молодых специалистов», — отметил собеседник «Росбалта». Все это еще раз говорят о нежелании работодателей доучивать сотрудников.
По мнению Владимирской, в том, чтобы изменить ситуацию, должны быть заинтересованы в первую очередь вузы. «В России огромное количество недовольных своим первым трудоустройством. Между тем во всем мире один из основных показателей для вузов — успешное трудоустройство выпускников, быстрый карьерный рост. Вузы должны активнее поворачиваться к реалиям. На Западе это уже происходит, у нас пока нет», — резюмировала она.
Анна Семенец