Выступая на Гайдаровском форуме, вице-премьер российского правительства Ольга Голодец заявила, что политика России по отношению к трудовым мигрантам дестимулирует работодателей и мешает техническому перевооружению. По ее словам, «необходимо взять четкий и внятный курс на отказ от низкопроизводительного и низкооплачиваемого труда».
Кроме того, вице-премьер добавила, что низкоквалифицированные мигранты — это еще и груз для российского бюджета, который несет непосильную ношу социальных расходов. В частности, Голодец упомянула детей мигрантов, обучающихся в российских школах.
Однако известно, что, с одной стороны, лишь меньшинство мигрантов рискует везти в Россию своих детей, а, с другой, никаких иных социальных расходов они, собственно, больше и не требуют. Ведь, например, все медицинские услуги для них — только за деньги. Медицинская страховка позволяет мигрантам получать лишь экстренную медицинскую помощь, все остальное им необходимо оплачивать самостоятельно.
Впрочем, те, кто имеют представление о трудовой миграции в России и ее причинах, знают, что трудоспособное население в России ежегодно сокращается и она испытывает потребность по преимуществу в людях рабочих специальностей, часто не требующих никакой особой квалификации. Кроме того в масштабах страны заменить мигрантов квалифицированными россиянами невозможно за неимением последних — в стране давно разрушена система профтехобразования.
По большому счету понятно, как можно решить эту проблему. Если оплата труда будет «белой» и станет производиться по принципу «равная зарплата за равный труд», если законодательно запретить людям работать больше 8 часов, без выходных и отпусков, (а именно так работают сегодня мигранты), то условия труда россиян и мигрантов мгновенно выровняются. Тогда на рынке труда действительно будут востребованы те, кто имеет более высокую квалификацию.
Однако о таких планах изменения трудового законодательства мы почему-то не слышим. В связи с этим корреспондент «Росбалта» спросил экспертов о том, чем вызвано это заявление вице-премьера.
России неоткуда взять дополнительный миллион пар рабочих рук, который она ежегодно теряет вследствие сокращения численности работоспособного населения. Такое мнение высказала научный директор Центра миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская.
«И в Советском Союзе, и в современной России примерно 30% рабочей силы составляли и составляют неквалифицированные работники. Сфера неквалифицированного труда сокращается очень медленно и это больше зависит от его организации», — отметила она. По словам эксперта, «мы видим, чем по преимуществу занимаются мигранты: работают дворниками, роют канавы, асфальтируют улицы, то есть делают то, что, например, в Москве и так давно делали приезжие. Просто во времена СССР те, кто сегодня числятся «мигрантами», таковыми тогда не считались, поскольку были жителями союзных республик.
«Даже в самые лучшие советские годы в России всегда было много внутренних мигрантов, потому что россияне, особенно жители крупных городов, давно не хотят заниматься неквалифицированным трудом», — отмечает демограф. По ее словам, «как показывают исследования, далеко не все мигранты, работающие в современной России, заняты неквалифицированным трудом».
Слова Голодец о трудовых мигрантах вызваны желанием понравиться жителям России, которые не очень хорошо относятся к приезжим. Такое мнение высказала руководитель научно-исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения Московского психолого-социального университета Ольга Воробьева.
«Это популизм», — так эксперт оценивает выступление вице-премьера. «Если бы Голодец сказала, что у нас много рабочих мест, требующих высокой квалификации, и они не заполняются из-за того, что у нас много мигрантов, тогда в ее словах была бы логика. Однако у нас огромное количество низкоквалифицированных рабочих мест, так что не люди тормозят технологическое обновление, а отсутствие высокотехнологичных рабочих вакансий. Своих хорошо подготовленных в наших технических вузах выпускников нам деть некуда, они уезжают за границу, где находят применение своему образованию», — пояснила Воробьева.
С высококвалифицированными рабочими местами проблема в том, что «и подготовки нет, и таких вакансий сегодня мало», — отмечает эксперт. По ее словам, «есть информация, что ряд работодателей не могут запустить свое производство, потому что не хватает профессионалов с рабочими специальностями». «Ну, так надо их готовить! Просто выдавив иностранных работников низкой квалификации, мы ничего не добьемся. Их рабочие места останутся незанятыми, потому что россияне не очень на них стремятся», — говорит Воробьева.
«Как можно «механизировать» сиделок, домработниц, нянь, которые в большом количестве востребованы на российском рынке труда и являются иностранными работниками?», — спрашивает она.
«Да, наверное, работодателю выгодней, чтобы на стройке у него трудились несколько мигрантов с лопатами, вместо того, чтобы закупить какую-то машину для этого, — признает эксперт. — Но такой работодатель никогда не будет делать что-то себе в убыток. Значит, надо подумать, как ему было бы выгодно применение техники, а не копателей».
Голодец не учитывает тот факт, что количество трудовых мигрантов в России и так уменьшается последнее время, говорит лидер «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова. По ее данным, сокращение числа мигрантов объясняется падением уровня заработной платы в связи с девальвацией рубля в последние два года.
Кроме того, на этот процесс «влияет и наше законодательство, становящееся все более репрессивным по отношению к трудовым мигрантам», — добавила она. Помимо того, что законы ужесточаются, «они еще и какие-то крохоборские», — добавила Графова, пояснив, что «патенты и сопровождающие их накладные расходы многим мигрантам просто не по карману».
В России примерно 35% работников заняты в сфере неквалифицированного труда, при этом мигранты, занимающие рабочие вакансии, за год работы набирают в России опыт, «который приближает их к высококвалифицированным специалистам», — говорит эксперт. В то же время, «люди, занимающиеся неквалифицированным трудом, нужны всегда во всех странах, потому что не будут местные граждане в развитых европейских странах, допустим, убирать мусор и выполнять массу других работ», — отметила Графова.
Александр Желенин