Posted 12 января 2017, 08:30

Published 12 января 2017, 08:30

Modified 31 марта, 00:36

Updated 31 марта, 00:36

«Фемида» нарушила закон?

12 января 2017, 08:30
Против «дочки» Siguler Guff / Russia Partners в России возбуждено уголовное дело. А суд Нью-Йорка запросил у головной компании документы и показания по возможным коррупционным действиям.

Американская компания Siguler Guff & Company («Сигулер Гафф»), под управлением которой находятся фонды прямых инвестиций с активами на сумму более $11 млрд, привлекла внимание российских правоохранительных органов и американской юстиции. Инвесторами в фонды Siguler Guff являются такие крупнейшие международные организации, как Международная финансовая корпорация (IFC — часть Мирового банка) и Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), среди акционеров которых — и Российская Федерация, и США. Кредитором компаний Siguler Guff в России выступает инвестиционное агентство правительства США OPIC (Overseas Private Investment Corporation). Дочернюю компанию ООО «Фемида», которой Siguler Guff владеет через инвестфонды Russia Partners («Раша Партнерс»), российские правоохранители обвинили в причинении имущественного ущерба, превышающего $100 млн.

В 2008 году Siguler Guff заинтересовался свободными площадями на территории бывшего Московского шинного завода. В результате в 2010 году два здания были арендованы у собственника — ЗАО «ВинНет Р» — на срок до 2035 года с целью реконструкции и строительства центров обработки данных (ЦОД, или дата-центров). Со стороны Siguler Guff и Russia Partners сделка была оформлена через ООО «Фемида», которое владеет единственным действующим дата-центром группы. Интерес к конкретным объектам объяснялся тем, что к тому времени Siguler Guff и Russia Partners уже закончили строительство первого ЦОД, расположенного в соседнем здании, и планировали дальнейшее развитие проекта.

Арендная плата за оба здания составила $4,8 млн в год с минимальной годовой индексацией в 3%. До окончания действия договоров аренды «Фемида» должна выплатить дополнительно еще около $128 млн, не считая многомиллионных инвестиций в реконструкцию зданий. Для того, чтобы ускорить согласование строительных работ, ЗАО «ВинНет Р» выкупило в 2010 году у правительства Москвы и передало ООО «Фемида» земельные участки под этими зданиями в долгосрочную аренду.

Сразу после подписания договоров американские инвесторы начали реконструкцию вновь арендованных зданий, однако спустя какое-то время работы внезапно прекратились. Два здания, площадью по пять тысяч квадратных метров каждое, остались стоять с разбитыми окнами, частично снесенными внутренними перегородками, разобранными полами и демонтированными отоплением, водопроводом, канализацией и другими инженерными коммуникациями. Несмотря на постоянные требования арендодателя, за 5 лет реконструкция так и не была возобновлена. В итоге ЗАО «ВинНет Р» потребовало в судебном порядке компенсировать нарастающие с каждым днем убытки.

Однако вместо обещанных инвестиций в Siguler Guff было принято другое решение. «Фемида» без уведомления арендодателя провела реорганизацию, создав ООО «Фемида Недвижимость», которому и «передала» все обязательства по договорам с ЗАО «ВинНет Р». При этом никаких активов, позволяющих рассчитываться с арендодателем по будущим платежам и ремонтировать здания, у ООО «Фемида Недвижимость» не было. ООО «Фемида Недвижимость» было зарегистрировано в подвале жилого дома, где прописано еще около тысячи подобных проектов. Новым сотрудником всемирно известной инвестиционной группы Siguler Guff и генеральным директором «Фемида Недвижимость» стала продавщица магазина «Перекресток».

Согласно документам, вся «реорганизация» была предпринята руководством OOO «Фемидa» только для того, чтобы выйти из арендных отношений, после чего ликвидировать ООО «Фемида Недвижимость». В марте 2016 года формальный владелец обеих «Фемид» — принадлежащий Siguler Guff и Russia Partners кипрский офшор Abourit Enterprises Ltd. (по данным СПАРК-Интерфакс) — продал 49% долей в ООО «Фемида Недвижимость» за $1 тыс., а сам вышел из состава участников. После этого в ООО «Фемида Недвижимость» появился новый фиктивный гендиректор, и перед компанией встала перспектива ликвидации через банкротство.

«Неустановленные лица из числа руководителей ООО „Фемида“ причинили ЗАО „ВинНет Р“ реальный материальный ущерб, выразившийся в извлечении прибыли от сдачи в субаренду зданий, невыплате причитающейся арендной платы, упущенной выгоды», — говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела.

«По всей видимости, арендатор попытался или даже применил некую схему, позволяющую ему без штрафов и без оплаты аренды снять проблему, которая могла бы возникнуть по решению суда, — принудительное взыскание арендной платы. Действительно, такого рода схемы имеют место, не всегда они успешны, и суды зачастую видят в них фиктивные или ничтожные сделки, нарушение действующего законодательства. Вопрос может быть рассмотрен и в уголовно-правовой плоскости, поскольку такого рода схемы в большинстве случаев подпадают под 159 статью Уголовного кодекса — мошенничество, или под статью 159 через статью 30 — покушение на мошенничество. Поэтому всем участникам процесса необходимо быть крайне осторожными в использовании такого рода схем. Как юрист, как адвокат могу предупредить, что это чревато проигрышами в арбитражных судах и возможностью уголовной ответственности для руководителей юрлиц, использующих такие схемы», — прокомментировал ситуацию председатель коллегии адвокатов «Кирьянов и партнеры», кандидат юридических наук Артем Кирьянов.

Стоит отметить, что деятельность самой компании Siguler Guff & Company, управляющей фондами прямых инвестиций, в том числе фондами Russia Partners, и раньше сопровождалась судебными процессами. Так, в 2006 году Russia Partners пытались захватить контроль над ведущим российским производителем цемента — ОАО «Евроцемент», требуя с него в суде якобы недополученную прибыль. Однако в судах в России и за рубежом инвестфонды Russia Partners ничего добиться не смогли. Аналогичная история разворачивается в настоящее время на Украине, где принадлежащая Siguler Guff & Company компания «Контейнерный терминал Ильичевск» требует с Ильичевского морского торгового порта 12 млрд гривен.

На своем официальном сайте Siguler Guff заявляет, что осуществляет инвестиционную деятельность в соответствии с высокими этическими стандартами и ответственной деловой практикой. Между тем, вероятно, к «ответственной деловой практике» Siguler Guff появились вопросы и в США. 21 декабря 2016 года в ответ на ходатайство ЗАО «ВинНет Р» судья южного округа Нью-Йорка Кэтрин Полк Файла (Katherine Polk Failla) приняла решение допросить американских и российских партнеров и менеджеров компании Siguler Guff и фондов Russia Partners.

В предмет допроса входят объяснения и предоставление документов по поводу разработки и реализации плана реорганизации ООО «Фемида» с последующим выводом новой компании из группы Siguler Guff и намерения ее ликвидации; объяснения по поводу платежей на несколько миллионов долларов по российским «юридическим расходам» через рижский банк Норвик в белизскую компанию Bergminal ltd.; вопросы по возможным платежам российским судьям, правоохранителям и чиновникам; объяснения роли инвестиционного агентства правительства США — OPIC (Overseas Private Investment Corporation) в проведенной реорганизации дочерней компании Siguler Guff и фондов Russia Partners в России.

Среди вызванных для дачи показаний в суде — руководитель фондов Russia Partners в России Владимир Андриенко, юрист Russia Partners Анна Алейник, основатели компании Siguler Guff Дрю Гафф и Дональд Спенсер, а также сотрудник Siguler Guff Ганеш Айер.

В заключение стоит напомнить, что фонды «Раша Партнерс», согласно их собственному сайту, управляют в России активами свыше $1 млрд, прежде всего в таких критически важных для любой экономики областях, как банки и центры обработки данных. А дата-центр, принадлежащий ООО «Фемида», является основным центром обработки данных Московской биржи (ММВБ).

Андрей Михайлов

Подпишитесь