США высылают 35 российских дипломатов, а против спецслужб из России вводят как публичные, так и неформальные санкции. Новые меры давления на Россию введены в действие указом Барака Обамы, срок президентских полномочий которого истекает 20 января. «Сегодня я принял ряд решений в отношении агрессивных действий правительства России против американских чиновников и в отношении кибер-операций, нацеленных на прошедшее в США голосование», — заявил американский президент.
Многочисленные комментаторы уточняют, что поводом для столь резких действий стали хакерские атаки в период президентских выборов 2016 года, победу на которых одержал республиканец Дональд Трамп. Сторонники версии «вмешательства Москвы в выборы» полагают, что подконтрольные Кремлю хакеры взломали серверы Демократической партии США и предали огласке сведения, компрометирующие кандидата от это партии Хиллари Клинтон, которую поддерживал Обама.
Позиции Трампа и Обамы, надо заметить, расходятся по многим принципиальным вопросам, в том числе — и в отношении России. В связи с этим, многие наблюдатели предполагают, что «прощальный подарок» Обамы адресован не только и не столько российскому коллеге Владимиру Путину, сколько избранному американскому президенту, которому теперь будет значительно сложнее улучшать отношения с Москвой, чем Трамп, если верить его заявлениям, намеревался заняться чуть ли не в первую очередь.
Американская система сдержек и противовесов, а также баланса сил между ветвями власти может создать серьезные препятствия для нового главы государства, если он примется отменять решения, сделанные предыдущей администрацией Белого дома (подробнее об этом читайте здесь). Впрочем, источник телеканала CNN в администрации Обамы признал, что Трамп сможет отменить введенные Обамой санкции, пользуясь своими полномочиями главы исполнительной власти, но для такого шага пока не видно оснований.
О каких же новых санкциях идет речь на этот раз? Как говорит Обама в своем заявлении, он «выпустил специальный указ, который предоставляет дополнительные полномочия для борьбы с определенного рода кибер-активностью, направленной на подрыв избирательного процесса у нас в стране, а также у наших союзников».
В рамках этих расширенных полномочий президент США решил ввести санкции против «девяти физических и юридических лиц: ГРУ, ФСБ (две российские спецслужбы), четыре конкретных сотрудника ГРУ и три компании, которые обеспечивают материальную поддержку кибер-активности ГРУ».
Как стало известно, под персональные санкции попал начальник Главного разведывательного управления Генштаба (ГРУ) Игорь Коробов, три его заместителя, а также предполагаемые хакеры Евгений Богачев и Алексей Билан. Компании, о которых идет речь, это АНО «Профессиональное объединение конструкторов систем информатики», ЦОР Security и расположенный в Санкт-Петербурге «Специальный технологический центр».
Это совершенно новый санкционный пакет, не связанный с тем, что был введен после присоединения к России Крыма. «Мы продолжим принимать широкий спектр мер когда угодно и где угодно», — пригрозил Обама, предупредив, что «некоторые из этих мер будут носить в том числе, непубличный характер».
Самым же обсуждаемым стало решение Госдепартамента США закрыть «два российских комплекса в штатах Мэриленд и Нью-Йорк, которые использовались в разведывательных целях» (речь, как уже выяснилось, идет о двух дипломатических «дачах») и объявить «персонами нон-грата 35 сотрудников российской разведки», которые теперь обязаны покинуть США в течение 72 часов.
Чтобы ни у кого не оставалось сомнений в обоснованности принятых жестких решений, министерство внутренней безопасности США и ФБР должны опубликовать «рассекреченную информацию о кибер-активности российских разведслужб, чтобы помочь специалистам по сетевой безопасности в США и за рубежом вычислять и обезвреживать вредоносные кибер-кампании, которые Россия ведет в глобальном масштабе».
Тут стоит заметить, что Дональд Трамп не стал сразу опровергать заявления Обамы, как он иногда делает, и обещать отменить его решение, но, напротив, — рассказал о своем намерении собрать представителей спецслужб и получить от них самую подробную информацию о том, какие у них есть доказательства российских хакерских атак.
Жесткий ответ Москвы не заставил себя долго ждать. «Будут официальные заявления, контрмеры и много всего», — сразу же сообщила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Позже стало известно, что Россия может объявить персонами нон грата 35 американских дипломатов — 31 сотрудника посольства в Москве и четырех из генконсульства в Вашингтоне. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Помимо этого, МИД предлагает запретить американским дипломатам пользоваться посольской дачей в Серебряном бору и складом на улице Дорожная в Москве. (Позже в своем специальном заявлении по этому поводу Владимир Путин сообщил, что Россия решила не высылать американских дипломатов, потому что «не хочет опускаться до уровня „кухонной“ безответственной дипломатии»).
«Проявлением, к сожалению, непредсказуемой и можно даже сказать агрессивной внешней политики» назвал действия США пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «В Кремле рассчитывают, что после смены власти в Вашингтоне „корявые шаги“ кабинета Барака Обамы будут исправлены и двум странам удастся выйти на нормализацию отношений», — цитирует его ИТАР-ТАСС.
Глава российского правительства Дмитрий Медведев в свою очередь заявил, что администрация президента США Барака Обамы заканчивает свой срок «антироссийской агонией».
Что касается закрытия Англо-американской школы в Москве, о чем как об ответной санкции Кремля сообщил телеканал CNN, то информация об этом была опровергнута в МИД России. «Это ложь. Видимо, Белый дом совсем обезумел и начал придумывать санкции против своих же собственных детей», — заявила Мария Захарова.
Однако главный вопрос — это американские санкции против российских спецслужб и то, как они будут работать, а также высылка дипломатов и те самые «непубличные меры», о которых сказал Обама. По неофициальной информации, практически все высланные дипломаты якобы являются также сотрудниками российских спецслужб, что означает фактическое разрушение агентурной сети в США. Для ее восстановления потребуется некоторое время, поскольку кандидатура каждого нового дипломата, отправляемого в США, теоретически должна согласовываться с Госдепартаментом. А это очень консервативный бюрократический орган, с которым часто не мог справиться Барак Обама и вряд ли сможет, даже если захочет, Дональд Трамп.
Режим санкций против коммерческих компаний достаточно хорошо известен — под ним уже довольно давно находятся ряд российских банков и оборонных предприятий. А вот что касается санкций непосредственно против ГРУ и ФСБ, то тут ситуация существенно сложнее. Как отмечают эксперты, пока трудно говорить о том, как будут действовать эти санкции, но в любом случае сотрудничество российских и американских спецслужб теперь будет серьезно затруднено.
Напомним, что как раз в декабре 2016 года российские власти предлагали США восстановить прямые контакты отдельных госорганов, фактически замороженные после присоединения Россией Крыма и начала военных действий на востоке Украины. Теперь же, что очевидно, ни «гражданские», ни специальные органы напрямую официально сотрудничать не смогут.
С другой стороны, вряд ли кто-то сможет помешать им и дальше взаимодействовать неофициально. Существует даже конспирологическая версия, согласно которой российские и американские спецслужбы еще в период позднего СССР установили прямые и слишком непрозрачные для дипломатов и гражданских властей контакты, осознав общность своих «специальных» интересов. И против этого союза якобы и было, в том числе, направлено решение Барака Обамы.
Эту версию, кстати, удачно иллюстрирует тот факт, что Служба внешней разведки, которой «по должности» и полагалось вести работу в интересах России за границей, осталась за пределами американских санкций. Что, впрочем, может свидетельствовать о том, что она просто была серьезно ослаблена в последние годы. Но даже если причина именно в этом, то именно СВР теперь остается тем формальным окошком, через которое могло бы идти взаимодействие российских спецслужб, не нарушающее указа Обамы. Тем более, что в сентябре СВР возглавил доверенный человек Владимира Путина — экс-спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
Главное, чтоб для такого диалога с обеих сторон оставалось желание хотя бы в таких чувствительных областях, как борьба с терроризмом и наркоторговлей, где взаимодействие США и России объективно необходимо, причем не только этим двум странам, но и мировому сообществу в целом.
Иван Преображенский