Posted 9 декабря 2016, 17:05
Published 9 декабря 2016, 17:05
Modified 31 марта, 00:56
Updated 31 марта, 00:56
Война в Сирии выходит на новый уровень. Президент США Барак Обама снял формальные ограничения на поставку оружия «американским союзникам по борьбе с терроризмом в Сирии». В Кремле на это заявили, что «худшим итогом» такого решения может стать «попадание в руки террористов различных видов вооружений, в том числе ПЗРК, что идет в разрез с международными конвенциями на этот счет и представляет серьезную угрозу».
Решение Обамы дать оружие так называемой умеренной оппозиции в Сирии стало в некотором роде ожидаемой неожиданностью. Ожидаемой, поскольку это вытекает из логики американской политики в этой стране — США поддерживают здесь определенные группы вооруженной оппозиции. Неожиданностью, поскольку известно, что Барак Обама долго противился этому шагу, и уж тем более никто не прогнозировал, что он предпримет такой шаг незадолго до того, как покинет Белый дом (20 января 2017 года состоится инаугурация 45-го президента США Дональда Трампа).
Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов высказать свое мнение о том, насколько действия американского президента могут изменить расклад сил в сирийской войне.
Директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин уверен, что поставки американского оружия сирийской оппозиции заметно повлияют на расклад сил в сирийском конфликте. Эксперт, напомнил, что Барак Обама долго «упирался», не желая поставлять оружие умеренной оппозиции, хотя на этом настаивал Конгресс и союзники США.
«Теперь, под занавес, на фоне происходящего в Алеппо, он сдался и дал «зеленый свет» на поставки», - говорит Шумилин. «Разумеется, это очень серьезный морально-психологический и политический сигнал», - подчеркнул политолог.
По мнению Шумилина, «вслед за американским туда пойдет оружие и из других стран, так что оппозиция укрепится». В частности, отметил он, сирийские «умеренные» могут начать получать вооружение и от Саудовской Аравии, и от Объединенных Арабских Эмиратов, и от Катара, и от Турции. «Идет перегруппировка сил. Баланс сил там выравнивается», - уверен эксперт.
Поставки американского оружия сирийской оппозиции рано или поздно должны были начаться, к этому все шло, считает член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко. «Американцы не могут бросить оппозицию, которую они так или иначе поддерживали — это было бы проявлением слабости», - считает эксперт. Теперь, по его мнению, надо ожидать обострения в сирийской войне.
В частности, после завершения боев в Алеппо, «начнется проблема Ракки (сирийская «столица» запрещенного в России «Исламского государства», - «Росбалт»), где оппозиция тоже будет воевать против «всяких нехороших» исламистов», - говорит Малашенко.
«России это, естественно, не понравится, потому что мы полагаем, что должны быть единственными победителями, и только мы должны диктовать там условия», - отмечает эксперт. По его мнению, решение Обамы - «абсолютно предсказуемая, рутинная вещь». В то же время, он не исключает, что избранный президент США Дональд Трамп может отменить решение своего предшественника.
По словам Малашенко, проблема в том, что «все внешние акторы в Сирии — заложники внутренней ситуации, причем каждый боится потерять там своих союзников». В то же время, на ситуацию в Алеппо это решение Обамы не повлияет, считает эксперт. По его словам, там «поезд уже ушел».
Характеризуя положение в Сирии, политолог высказывает опасение, что этот конфликт может идти очень долгое время: «там нет какой-то одной ясной и понятной линии, какого-то одного выхода и это будет такой затяжной конфликт, что мало не покажется».
Главная проблема, с которой столкнутся американцы в Сирии при поставках оружия умеренной оппозиции в том, что оно может оказаться в руках радикальных исламистов, а также в том, что оно может оказаться у тех группировок, которые воюют с союзниками США — курдами, которым в свою очередь, американцы тоже поставляют оружие. Такое мнение высказал «Росбалту» специалист по Ближнему Востоку Михаил Магид.
«Вообще, США давно поставляют оружие в Сирию. Его основной получатель - курды из Рабочей партии Курдистана (РПК), которые контролируют Северную Сирию - Рожаву и ведут сражения с ИГ под прикрытием американской авиации», - отмечает эксперт.
«Что касается сирийской оппозиции, которая сражается с Асадом, то в США всегда были сторонники поставок ей оружия, например, сенатор Маккейн. Но тут есть проблемы. Во-первых, непонятно о каких группах идет речь. Большинство оппозиционных группировок - это или радикальные исламисты, или те, кто находятся с ними в коалиции. Американцы могут оказаться в щекотливом положении - по той причине, что даже если они передадут оружие умеренным группам, те могут его продать, например, Нусре («Джабхат ан-Нусра», - ветвь организации «Аль-Каида», запрещенная на территории РФ). Или Нусра, обладающая серьезной военной силой, может просто «отжать» у них оружие. Такие случаи уже были», - говорит Магид.
Во-вторых, по его словам, американцы оказываются в сложном положении и потому, что они уже поставляют оружие курдам, а РПК в настоящий момент является ближайшим союзником Асада и вместе с ним штурмует Всточный Алеппо, где засели представители оппозиции. Получается, что американским оружием станут воевать между собой курды и оппозиционеры. «Впрочем, это не первый такой случай», - отметил эксперт.
«Склонен думать, что данный шаг Обамы - это ответ на успехи соединенных сил Асада, курдов, «Хезболлы», Ирана и России в натиске на Восточный Алеппо. Но внешняя политика Обамы как была, так и остается совершенно невнятной, аморфной. В этом вся суть его президентства - никакой определенности ни во внутренней, ни во внешней политике, какие-то неясные вялые движения. Если ему так важно было усилить оппозицию, то совершенно непонятно, почему он не делал это раньше. Непонятны цели американцев в Сирии - чего вообще они хотят, кроме того, чтобы сокрушить ИГ?», - задается вопросом Магид.
В любом случае, по его мнению, «Обама - это уже прошлое. Сейчас все зависит от будущего президента США. Он может принять любые решения, в том числе, отменяющие прежние».
Александр Желенин