Posted 1 декабря 2016, 09:15
Published 1 декабря 2016, 09:15
Modified 31 марта, 01:02
Updated 31 марта, 01:02
Александр Лукашенко в начале недели находился с двухдневным визитом в Азербайджане. Состоялся он после встречи белорусского президента с Владимиром Путиным, с которым ему не удалось договориться по устраивающим Минск объемам поставок нефти и стоимости российского газа. Отметим, что еще до встречи с Путиным президент Белоруссии предупредил: его страна рассматривает несколько вариантов поставок нефти, альтернативных российским.
«Мир совсем другой, это не тот мир, когда можно было наклонить. Сегодня этой нефти — бери — не хочу… Сейчас мы рассматриваем несколько вариантов», — сообщил он журналистам. И это неудивительно — из-за сокращения российских поставок белорусские нефтеперерабатывающие заводы работают вполсилы, и многие этим объясняют падение ВВП в стране.
В результате соответствующих размышлений пути-дороги привели Лукашенко в Азербайджан. В конце концов, если Россия не желает «выработать баланс интересов и договориться» со страной, являющейся для нее традиционным рынком сбыта, почему бы не найти другого поставщика (опыт импорта азербайджанской нефти у Белоруссии уже был и прекратился с вступлением в Таможенный союз), а заодно и выйти на новый рынок сбыта. Например, вооружения и военной техники. Ну и получить кое-какую финансовую помощь. Ранее Белоруссия обращалась к Еврокомиссии с просьбой выделить ей 500 миллионов долларов, рассчитывала она и на деньги Международного валютного фонда, но обе эти организации выставляют множество условий для выделения кредитов: одна требует изменения внешней и внутренней политики Белоруссии, а другая — политики экономической. Ни того, ни другого не потребует Азербайджан, если согласится подсобить Минску в той или иной форме.
«Sputnik Азербайджан» приводит мнение председателя совета директоров инвестиционной компании «Юнитер» Андрея Дереха, не исключающего, что нефтяное сотрудничество Белоруссии и Азербайджана может вылиться в интеграцию активов. По его пояснению, с учетом стабилизации цены на нефть на уровне 50 долларов за баррель, эффективной становится «химия» на основе нефти, а не газа. А Азербайджанская нефтегазовая компания SOCAR вкладывает значительные инвестиции в развитие нефтехимии. «Может быть, сейчас стоит подумать над тем, чтобы завязать поставки азербайджанской нефти с более глубокой переработкой для нефтехимии», — сказал Дерех.
В этом контексте он обратил внимание на один из двух белорусских НПЗ — ОАО «Нафтан», располагающий нефтехимическим комплексом «Полимир». Как отметил Дерех, белорусские власти уже не раз говорили о своем желании привлечь на «Нафтан» стратегического инвестора с собственными объемами нефти для переработки. Но эти планы так и не были реализованы: российские компании, которым предлагалось участвовать в приватизации «Нафтана», от сделки отказались.
Словом, если бы Лукашенко не обсуждал с президентом Алиевым вопрос поставки и переработки азербайджанской нефти в Белоруссии, Дерех, учитывая особенности белорусского «табеля о рангах», вряд ли бы стал говорить о SOCAR и азербайджанской нефти вообще.
До чего договорились стороны — неизвестно: вероятно, они находятся в процессе поиска оптимального варианта нефтехимического сотрудничества. Как, впрочем, и военно-технического. В частности, нельзя воспринимать как отсебятину (в Азербайджане, как и в Белоруссии, СМИ вряд ли можно назвать «абсолютно свободными») сообщение Haqqin. az со ссылкой на СМИ Белоруссии, в соответствии с которым Алиев и Лукашенко могли обсуждать вопросы поставок в Азербайджан белорусских реактивных систем залпового огня «Полонез».
Как заявил белорусский военный эксперт Александр Алесин, Азербайджан заинтересован в закупке у Белоруссии РСЗО «Полонез», поскольку Армения получила российские оперативно-тактические комплексы «Искандер». По предположению эксперта, в этом не стоит искать «вызова Кремлю», так как Лукашенко мог предварительно проконсультироваться по данному вопросу с Путиным. Напомним, такая возможность у него была, поскольку до визита в Азербайджан он встретился с президентом России.
Алесин также проинформировал, что на автозаводе в азербайджанском городе Гянджа ведется сборка военных автомобилей МАЗ и МЗКТ, которые служат, в частности, платформами для систем ПВО. Азербайджану, сказал он, интересны белорусские средства противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы.
Как поясняет азербайджанское издание, «Полонез» предназначена для высокоточного поражения «открыто расположенной и укрытой силы, небронированной и бронированной военной техники, других объектов на удалении 50-200 километров». Система может одновременно наносить точечные удары по восьми целям. А в качестве базы используется четырехосное колесное шасси МЗКТ-7930 «Астролог». На таком шасси базируются и российские оперативно-тактические ракетные комплексы, в частности, «Искандер».
Но чем еще может Белоруссия заинтересовать Азербайджан? Между двумя странами нет геополитической напряженности, и они способны договориться по многим вопросам. Во время своего визита в Баку Лукашенко заявил, что Азербайджан может рассчитывать на Белоруссию как на самого близкого друга. В принципе, он не покривил душой по части того, что Баку может положиться на Минск в вопросе непризнания Нагорного Карабаха и отсутствия «движений», направленных против безопасности АР. Известно, что Белоруссия, как и Казахстан, не была в восторге от принятия Армении в ЕАЭС, но пришлось «смириться».
Известно также, что Белоруссия, как и Армения, является членом ОДКБ (Азербайджан в ней не состоит), и «в случае чего» вместе с Казахстаном может взять на себя роль оппонента Еревана в организации. Весь вопрос в том, насколько активно Минск будет исполнять эту роль.
Азербайджанская газета «Эхо» опубликовала «признательность» военного эксперта Узеира Джафарова президенту Белоруссии за его «внимание» к карабахской проблематике. «Наши белорусские друзья находятся в одной команде с Арменией в рамках ОДКБ. Но я до сих пор не слышал, чтобы тот же господин Лукашенко назвал Армению страной-оккупантом», — сказал он. И это в то время, заметил эксперт, когда в документах Совбеза ООН подчеркивается необходимость безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана.
Он также попенял Лукашенко за то, что Минск, с которым связана одноименная группа ОБСЕ по урегулированию карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов, не принес хоть «какую-либо радость для Азербайджана … и вынужденных переселенцев». Поэтому было бы лучше, заявил Джафаров, «если б господин Лукашенко потребовал от своего армянского коллеги Сержа Саргсяна уважать территориальную целостность и суверенитет Азербайджана».
Как считает эксперт, для Азербайджана настала пора узнать, кто является его истинным другом и союзником: «Со многими странами мы поддерживаем дружеские отношения. Однако почему-то наши друзья по отношению к Армении не поступают так, как должны поступать, и не указывают Еревану на его место».
Вот тут Лукашенко и попался: «батьке» поставили в вину недостаточную агрессивность по отношению к Армении, тем не менее президент Азербайджана повесил ему на грудь высшую награду своей страны для иностранцев — Орден Гейдара Алиева. Лукашенко поцеловал орден и пообещал его «отработать». Отметим, что такого почета удостаивают только тех иностранных граждан, которые имеют особые заслуги перед Азербайджаном, включая укрепление солидарности азербайджанцев всего мира, налаживание политических, экономических научных, культурных связей Азербайджана с другими странами.
Как будет «отрабатывать» Лукашенко столь высокую награду, и вообще — станет ли он это делать, неизвестно. Понятно, однако, что орден «батька» получил больше авансом, чем по факту «особых заслуг».
Тут стоит отметить, что реально Лукашенко кинулся к Алиеву по большой нефтяной и денежной нужде, и что Азербайджан гораздо нужнее Белоруссии, чем Белоруссия Азербайджану. И сделал он это потому, что кидаться больше вроде как не к кому. Экономические отношения Белоруссии с Россией портятся: Москва хочет положить конец внешнеполитической «полигамии» Минска и требует от него безоговорочной верности. А тут, как назло, в Минск наезжают разные европейские делегации, и Лукашенко всячески старается представить Белоруссию нейтральной страной, что рассматривается Россией как «измена». Ну как тут не обидеться и не покарать Лукашенко! А покарать можно, подставив ему нефтегазовую «подножку», отказав Белоруссии в дополнительных объемах углеводородов и (или) повысив на них цену. А заодно лишить республику, как это фактически произошло недавно, статуса транзитной страны в Россию.
Такое откровенное давление Москвы на Минск может закончиться печально для обеих сторон. Белоруссия уже начала искать и, вероятно, найдет «коллективный пятый угол», идеологический и стратегический «климат» которого вряд ли устроит Россию, а в перспективе — и саму Белоруссию. Бесспорно также, что всегда найдутся желающие рассорить два «союзнических государства» и выставить Россию в нелицеприятном свете. Причем даже в тех странах, которые называют себя стратегическими партнерами России.
В частности, в день пребывания Лукашенко в Азербайджане группа депутатов азербайджанского парламента вроде как неожиданно (но, вероятно, санкционировано) потребовала пересмотреть отношения с Россией из-за ее укрепляющегося союза с Арменией. Законодатели возмущались, в принципе, «старьем» — передачей российских «Искандеров» Армении, поддержкой Москвой, выступающей в роли посредника в урегулировании карабахского конфликта, «страны-оккупанта», и даже поставили под сомнение целесообразность вещания на азербайджанской территории «российской» телекомпании «Мир», озабоченной не проблемами Карабаха, а Армении: «Нельзя уже закрывать глаза на подобное».
В общем, получилось так, что часть азербайджанского парламента оказала Лукашенко «скрытую» поддержку — продемонстрировала свое недовольство Россией, которая подтолкнула Белоруссию искать помощи у Азербайджана.
И еще один штрих визита Лукашенко в Баку, но уже не имеющий отношения к России. Издание Haqqin.az назвало «примечательным моментом» то, что президента Белоруссии в поездке в Азербайджан сопровождал его 12-летний сын Николай — он присутствовал и на награждении своего отца Орденом Гейдара Алиева. В этом не было бы ничего сенсационного, если бы сын Лукашенко, который с малых лет ездил с отцом в зарубежные поездки, вплоть до Генеральной Ассамблеи ООН, вдруг не «исчез из медийного пространства с лета этого года».
«Последняя встреча Коли на высоком уровне состоялась 21 мая в Ватикане — с Папой Римским Франциском. Спустя неделю мальчик мелькнул в программе «Главный эфир на телеканале Беларусь 1» — и с тех пор его не видно и не слышно… Но заметнее всего отсутствие Коли было в День независимости: впервые за многие годы президент Белоруссии принимал парад в одиночестве», — напоминает азербайджанское издание. И вот он появился в Баку: «По всей видимости, 12-летний Коля снова возвращает себе титул самой медийной персоны Белоруссии, а о причинах его внезапного исчезновения остается только догадываться».
Догадываться придется и о более серьезном. В частности, на чем в итоге столковались Алиев и Лукашенко-отец: когда дело касается нефтегазовых, военно-политических проектов, а также финансов, официальная и неполная информация распространяется постфактум — так сказать, «далеко опосля». Как, например, откуда взял Лукашенко шесть лет назад деньги, чтобы расплатиться за газовый долг с Москвой. Позже президент Белоруссии сам раскрыл эту «страшную тайну»: «Я обратился к Ильхаму Алиеву, и он мне в течение суток, даже меньше, одолжил 200 миллионов долларов, из них 187 миллионов мы заплатили «Газпрому».
Но если в 2010 году Азербайджан поила и кормила нефть, то теперь ему приходится затянуть пояса. Впрочем, раз Лукашенко пообещал «отработать», а Алиев поверил на слово, деньги на «хорошее дело» он как-нибудь раздобудет.
В связи с этим интересно вот что: станет ли Москва и дальше «мстить» Лукашенко за очередные «измену и непослушание», и как она будет услаждать или, напротив, стращать Алиева, чтобы он не устраивал президенту Белоруссии режим наибольшего благоприятствования.
Ирина Джорбенадзе