Posted 21 ноября 2016, 09:57
Published 21 ноября 2016, 09:57
Modified 31 марта, 01:09
Updated 31 марта, 01:09
Реальные располагаемые денежные доходы населения России в октябре 2016 года упали на 5,9% в годовом исчислении. Месяцем ранее они снизились на 2,8%. Такие предварительные данные привел Росстат.
По данным опроса, проведенного в конце октября Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), 42% россиян считают экономическую ситуацию «плохой», и 41% считает, что «ситуация ухудшается». Причем выше средней доля таких мнений оказалась в городах-миллионниках, в группе людей с высшим образованием и среди бедных.
Тем временем департамент социологии Финансового университета при правительстве РФ составил очередной рейтинг качества жизни в крупных городах. Согласно ему, лучше всего, кроме столиц, жить в Тюмени, Казани, Краснодаре, Челябинске и Екатеринбурге. Хуже всего — в Волгограде, Кургане, Ульяновске, Омске, Астрахани и Тольятти.
Особенностью ситуации является то, что ухудшение качества жизни наблюдается и в тех регионах, где фиксируется рост индекса промышленного производства. Получается, что успехи промпроизводства не конвертируются в доходы населения. Так, согласно данным Волгоградстата, в январе—сентябре 2016 года индекс промпроизводства в Волгоградской области составил 103,6%. В то же время в январе—августе динамика реальных располагаемых денежных доходов населения составила 91,9%.
«Такие показатели снижения доходов наблюдаются не только в Волгоградской области. Это происходит на фоне всеобщего кризиса. Но есть у нас и местные проблемы — больше политического свойства. В регионе в течение очень короткого промежутка времени было сменено три губернатора, нестабильная ситуация была и в городской власти. Управленческая чехарда никак не стимулировала развитие экономики: приостанавливались многие инвестиционные проекты, а крупный бизнес не был активен», — полагает бизнесмен, председатель комиссии общественной палаты Волгоградской области по развитию реального сектора экономики Андрей Куприков. Предприниматель выразил надежду, что стабилизация региональной власти поможет исправить ситуацию в регионе.
В соседней Астраханской области не было управленческой чехарды, однако по некоторым показателям ситуация там даже хуже. Согласно данным Астраханьстата, индекс промышленного производства в регионе составил за январь—октябрь 103,3%. В то же время реальные располагаемые денежные доходы населения в январе—августе 2016 года составили 89,4% к соответствующему периоду прошлого года.
Член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Олег Шеин заявил корреспонденту «Росбалта», что ответственность за ситуацию несут как федеральные, так и региональные власти. «Областные власти — и в этом есть доля правды — объясняют происходящее утратой налогов от „нефтянки“. Госдума, точнее — „Единая Россия“, несколько лет назад ввела налоговое освобождение компании ЛУКОЙЛ по нефтяным платформам на Каспии. И в этом году „Единая Россия“ проголосовала за то, чтобы нефтяные деньги от добычи нефти на Каспии, налог на прибыль, передать из регионального бюджета в федеральный. Областные власти очень рассчитывали на эти деньги, но у них ничего не получилось. Однако есть и вторая причина: совершенно авантюристический подход к формированию регионального бюджета и утрата местной налоговой базы. Подчас областное правительство буквально подстрекало к рейдерским захватам местных компаний, как, к примеру, получилось с компанией „Бассоль“, которая обеспечивает 60% российского рынка соли и теперь платит налоги не в Астраханской области. Областная власть, как ни парадоксально, приветствовала это», — сообщил Олег Шеин.
Департамент социологии Финансового университета при правительстве РФ отнес Екатеринбург к числу «благополучных» крупных городов. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что мнимое благополучие областного центра не распространяется на окружающий его регион. На Среднем Урале продолжает сохраняться разрыв в уровне жизни населения крупных городов и «глубинки», считает депутат заксобрания Свердловской области от КПРФ Вячеслав Вегнер.
Комментируя рейтинг, согласно которому Екатеринбург относится к числу «благополучных» городов, депутат отметил, что такая оценка верна лишь отчасти. «Если сравнить с 90-ми годами, то в Екатеринбурге, действительно, построено много красивых зданий. В плане обеспеченности торговыми и развлекательными центрами это комфортный для жизни город. В результате закрытия многих производств, вынесения их за город, почище стал воздух. Однако если спросить самих екатеринбуржцев, то, они, наверное, не согласятся с высокими оценками своего качества жизни», — сказал Вегнер.
Депутат подчеркнул, что по мере удаления от областного центра картина становится еще менее благополучной. В наибольшем упадке остаются моногорода, которые ориентированы на отрасли промышленности, находящиеся в кризисе. «Когда единственное предприятие шатается, то и город хиреет. Так, в Невьянске был завод, основанный на заказах от „оборонки“, а „оборонка“ все последние десятилетия сокращалась. А если взять Краснотурьинск, то там был алюминиевый завод. В связи же с нерентабельностью алюминиевая промышленность приказала долго жить. А если нет рабочих мест и достойной зарплаты, то все потихоньку начинает умирать», — отметил Вегнер.
Наименее комфортной, согласно современным стандартам, является жизнь сельского населения. «В Свердловской области порядка 1 тыс. 800 сельских населенных пунктов, но из них только 17% газифицировано. Получается, что мы Европу газифицировали, а на Урале дровами топим», — заключил депутат.
В регионах, где нет крупных городов, социально-экономическая ситуация выглядит еще хуже. Опять же, Псковстат сообщает о росте индекса промпроизводства в Псковской области: 104,3% в январе—октябре. И тут же уточняет, что в первом полугодии динамика реальных располагаемых денежных доходов составила 96,9%, в июле — уже 91,9%, а в августе — 94,7%.
«Цифры показывают, что большинство финансово-экономических показателей в регионе падают вниз. Во многих регионах подобное является следствием системного кризиса в стране. Но речь может идти и о некачественном управлении регионом. Псковская область — как раз второй случай. Губернатор и его команда не справляются с порученной им работой, что демонстрирует низкие показатели по собираемости налогов, а также тот факт, что с января этого года госдолг превышает собственные доходы региона», — пояснил депутат Псковского областного собрания Лев Шлосберг.
По итогам прошлого года 19,5% (126 тыс. 900) жителей области имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума. Таким образом, каждый пятый житель Псковской области живет за официальной черты бедности. По этому показателю Псковщина занимает последнее место среди регионов Северо-Запада.
Следом за Псковской областью по этому показателю в СЗФО следует Карелия: 16,6% крайне бедных. И здесь, согласно Карелиястату, индекс промышленного производства в январе—октябре 2016 года составил 104,2% к соответствующему периоду прошлого года. В то же время в республике наблюдается снижение реальных располагаемых денежных доходов населения. В первом полугодии 2016 года они составили 98,6%, в июле — уже 86,6%, а в августе — 93,9%.
Несмотря на некоторые «положительные» цифры официальной статистики, население Карелии продолжает беднеть, считает бывший депутат регионального заксобрания, известный оппозиционер Александр Степанов. Он подчеркнул, что ответственность за социально-экономическую ситуацию несут как федеральные, так и региональные власти.
«Самый яркий пример — это оптимизация „Северсталью“ своих налоговых платежей, в результате которой Карелия потеряла до 3 млрд рублей в год. Вот один из виновников — непосредственно господин Мордашов. А кто ему позволил оптимизировать? Федеральная власть. Но и региональной власти похвастаться нечем. Если где-то что-то и растет, то это, может быть, в таких городах, как Петрозаводск или Костомукша. Но „в среднем“ не означает „в целом“. По районам идет закрытие производств, Кондопожский ЦБК — в предбанкротном состоянии, активная часть населения уезжает в Питер и Финляндию, а остается не самое богатое население», — напомнил Александр Степанов.
Парадоксальная ситуация складывается в стране. Самые лучшие «куски» промышленности оказались в руках корпораций, которые никак не связаны с народом, с жителями региона, где они расположены. В результате они показывают «рост», который отражается и в официальной статистике. Все остальное, все «куски», которые похуже, остались в налоговой базе регионов. Но там как раз все плохо. В итоге, доходы идут куда-то «на сторону», в неизвестно чьи карманы…
Дмитрий Ремизов