Posted 1 ноября 2016, 15:12
Published 1 ноября 2016, 15:12
Modified 31 марта, 01:21
Updated 31 марта, 01:21
Америка замерла в ожидании избрания нового президента. Кто им станет, сейчас уже практически невозможно спрогнозировать. Данные разных опросов в целом сводятся к тому, что разница между кандидатом от Демократической партии Хиллари Клинтон и выдвиженцем Республиканской партии Дональдом Трампом составляет всего несколько процентов. Причем не вполне даже ясно, в чью пользу.
Хотя большее число социологических служб все еще прогнозируют поражение скандального миллиардера, появились и опросы, которые говорят о том, что у него, напротив, теперь есть незначительный перевес. Кроме того, по данным одного из исследований, Клинтон обогнала Трампа по антирейтингу.
Впрочем, американская система выборов главы государства весьма непроста. Надо напомнить, что президент США избирается не простым большинством голосов граждан, как во многих других странах, а в два этапа. После общенационального волеизъявления свое голосование проводит Коллегия выборщиков, в которую каждый штат направляет разное число представителей — в зависимости от своего «веса», определяемого численностью населения.
В итоге возможна ситуация, когда большинство избирателей проголосовали за одного кандидата, а в Белый дом въехал другой. Такой случай уже был на президентских выборах в 2000 году, когда демократ Альберт Гор получил 48,4 процента голосов избирателей, а республиканец Джордж Буш-младший — 47,9 процента. Однако в Коллегии выборщиков за Буша был подан 271 голос, а за Гора только 266.
Решающую роль тогда сыграло голосование избирателей в густонаселенной Флориде (от имени которой подавалось сразу 25 голосов выборщиков). Подсчет бюллетеней в этом штате сопровождался многочисленными скандалами, его даже пришлось проводить повторно. В конце концов, выяснилось, что Буш опередил Гора во Флориде всего на 537 голосов (из общего числа почти в шесть миллионов бюллетеней). По принципу «победитель получает все», 25 голосов выборщиков ушли республиканцам. Альберт Гор тут же признал свое поражение и выступил в поддержку избранного президента, заявив по телевидению: «Это Америка, и мы ставим страну впереди партии».
Такая ситуация, разумеется, скорее исключение, однако при минимальном разрыве между конкурентами она вполне возможна. Так что не исключено, что подсчет голосов в США после 8 ноября вновь будет сопровождаться скандалами. Тем более, что Трамп уже заявил о готовящихся фальсификациях и намекнул, что может не признать результат выборов, если он будет не в его пользу. Такого в американской истории еще не было. Правда, тут Трамп никак не сможет сказать, что для него партия важнее страны, потому что значительное число республиканской элиты его отнюдь не поддерживает.
Джордж Буш, выиграв 16 лет назад выборы с минимальным перевесом, уже на следующий год столкнулся с невиданным вызовом — терактами 11 сентября. Ему пришлось «завинчивать гайки» во внутренней политике, расширяя полномочия спецслужб в ущерб гражданским правам и быть агрессивным в политике внешней — США начали военные операции в Афганистане и Ираке.
Теперь в Америке снова говорят о войне. Дональд Трамп обвиняет Хиллари Клинтон в том, что она застряла в «вашингтонском пузыре», потеряла связь с реальностью и своей негибкой политикой, в том числе, в отношении России, вполне может способствовать развязыванию Третьей мировой. Клинтон в ответ задает избирателям вопрос, готовы ли они к тому, что такой человек как Трамп станет верховным главнокомандующим и получит в свои руки контроль над ядерным оружием.
В то же время, если Трамп практически оправился после публикации компромата, связанного с его давними сексистскими заявлениями, то положение Клинтон явно ухудшает новый виток так называемого «почтового скандала». Напомним, что во время работы Госсекретарем США она часто смешивала личную и служебную корреспонденцию и нарушала требования по защите гостайны. В итоге, как предполагается, десятки секретных документов оказались фактически в свободном доступе. Ранее это дело фактически было прекращено, однако директор Федерального бюро расследований Джеймс Коми неожиданно заявил о его возобновлении.
В итоге демократы прямо обвинили главу ФБР в том, что он сознательно влияет на ход предвыборной кампании в интересах Дональда Трампа и даже России. Например, лидер демократов в Сенате Гарри Рид не только уличил его в применении двойных стандартов к кандидатам, но и потребовал от ФБР опубликовать якобы существующие доказательства связи Трампа с Россией. В прессе же появилась информация о том, что серверы штаба Трампа, по данным неких специалистов по информационным технологиям, «контактируют с Россией».
Сама Хиллари Клинтон также утверждает, что Трамп связан с Москвой. «До выборов осталось всего восемь дней. Трамп должен немедленно раскрыть все свои отношения и связи с Кремлем и его союзниками», — заявила она на предвыборном митинге в штате Огайо. Как бы в ответ консервативная газета The New York Times сообщила, что все лето ФБР искала связи Трампа с Кремлем, но никакого «российского следа» в предвыборной кампании кандидата от республиканцев так и не смогла якобы обнаружить.
Какие обвинения в итоге покажутся американским избирателям более серьезными — в создании угрозы национальной безопасности путем использования незащищенной электронной почты, выдвинутые ФБР против Хиллари Клинтон, или озвучиваемые демократами предположения о том, что Дональд Трамп «работает на Кремль»? От этого зависит исход выборов в США, а значит, расклад в мировой политике, поскольку Соединенные Штаты по-прежнему остаются самой мощной экономической и военно-политической силой на планете.
Иван Преображенский