Posted 28 октября 2016, 11:43
Published 28 октября 2016, 11:43
Modified 31 марта 2024, 01:23
Updated 31 марта 2024, 01:23
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик на днях заявил о том, что с 2017 года страна не будет платить России ежегодно 200 миллионов долларов за утилизацию отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с национальных АЭС. Уточнив, что украинцы скоро сами станут содержать его в собственном так называемом «сухом» хранилище, которое уже возводится. Одной из причин такого «развода» с российскими ядерщиками, на предприятия которых Киев отправлял ОЯТ с атомных станций советской постройки, министр назвал слишком высокую цену за эту услугу. Однако, похоже, это скорее политическое решение, чем обусловленное финансовой выгодой и, тем более, проблемами безопасности, о которых мало кто сегодня на Украине из власть предержащих вспоминает.
История с возведением централизованного «сухого» хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦСХОЯТ) своими истоками восходит ко времени прихода во власть Виктора Ющенко — 2005 году. Тогда в своем победном марш-броске в Европу и США «оранжевый» президент открыл «шлюзы» для захода американской компании Holtec International на украинский «ядерный» рынок.
Однако не все оказалось так просто. Десять лет, по словам Юрия Недашковского, президента украинской компании НАЭК «Энергоатом», ушли на то, чтобы изменить земельное законодательство в пользу этого проекта. Приступить к его разработке позволил закон Украины «Об обращении с отработанным ядерным топливом по размещению, проектированию и строительству централизованного хранилища отработанного ядерного топлива реакторов типа ВВЭР отечественных атомных электростанций», предполагавший выделение двух земельных участков общей площадью 45,2 га в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.
Впрочем, закон этот был принят еще в 2012 году при Викторе Януковиче. Однако, «продавив» нужный документ в Верховной раде, «Энергоатом» при старой власти так и не смог получить права на пользование землей для ЦСХОЯТ, чтобы продолжить сотрудничество с американцами. Тогда этому помешали протесты экологов и антиядерных активистов, которые в короткое время собрали десятки тысяч подписей под письмом против небезопасного мероприятия и направили его Виктору Януковичу. Однако новая революционная власть, несмотря на множество безотлагательных проблем в различных сферах, быстро сдвинула украинско-американские договоренности десятилетней давности с мертвой точки.
В принятой украинскими властями программе «Новой политики энергетической независимости» первая очередь хранилища должна быть запущена уже до конца 2017 года. Как объясняют в «Энергоатоме», после введения в эксплуатацию всего хранилища сюда будет направляться отработавшее ядерное топливо из трех атомных станций — Хмельницкой, Ровенской и Южно-Украинской. (Запорожская АЭС с 2010 года имеет собственное пристанционное «сухое» хранилище ОЯТ.)
Этот всеукраинский ядерный могильник возводится в зоне отчуждения и обязательного отселения на чернобыльских землях возле сел Буряковка, Чистогаловка, Старая Красница и Стечанка — юго-западнее ЧАЭС. Оттуда, как говорится, рукой подать до многомиллионного Киева — всего-то сто километров. Хранилище будет сообщаться собственными подъездными путями с железной дорогой на отрезке Вильча-Янов.
По проекту, разработанному национальным Научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом «Энергопроект», предусматривается, что хранилище сможет вместить 16,5 тыс. отработанных тепловыделяющих элементов с блоков реакторов типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-440. (Пусковой комплекс позволит для начала «утилизировать» 3,62 тыс. сборок.)
Во что же Киеву обойдется «развод» с российскими атомщиками в деле отработавшего ядерного топлива? По оценкам украинских экспертов, затраты на строительство и эксплуатацию централизованного хранилища будут почти в четыре раза ниже, чем все расходы, которые сейчас приходится оплачивать Киеву за транспортировку ОЯТ в Россию. (Кстати, за последние десять лет, пока проект возведения ЦСХОЯТ был заморожен, по оценкам местных специалистов, компания «Энергоатом» заплатила России два миллиарда долларов.) По сообщениям украинских СМИ, инвесторы подсчитали, что строительство хранилища окупится, по некоторым данным, уже менее чем через четыре года его эксплуатации.
Однако, по мнению российских экспертов, сумма строительства может оказаться значительно выше. Если обратиться к российскому опыту, то такое же предприятие в Красноярском крае, возведенное в 2012 году, обошлось казне в 16 миллиардов рублей. По тогдашнему курсу это составляло около 500 миллионов долларов. И, похоже, россияне близки к истине. Как отмечает украинское издание «Главком», «стоимость проекта с американцами возросла в два раза с момента подписания контакта (со 127 миллионов евро до 300 миллионов)».
Деньги на могильник Украине одолжили Соединенные Штаты — 260 миллионов долларов, а также были привлечены фонды инвесторов. Впрочем, как считают российские атомщики, этого вряд ли хватит. Неизвестно, учитывались ли в этой сумме кредита эксплуатационные расходы на хранилище.
Впрочем, общественность больше беспокоят не столько затраты на возведение централизованного ядерного могильника под боком у многомиллионного города, сколько безопасность этого мероприятия и дальнейшая эксплуатация такого предприятия.
Как заявила сразу же после первых новостей от компании «Энергоатом» о возможном строительстве хранилища председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко, «в мире нет технологии полной утилизации ядерных отходов… Следует прекратить работы по строительству, опубликовать выводы экологической экспертизы и, если ее нет, срочно назначить и обязательно обнародовать резюме рабочего проекта». Она считает, что такое хранилище Украине все же нужно, но подходить к этому вопросу следует ответственно — советоваться с экологами и всем населением, не игнорировать вопросы безопасности.
Тогда ее поддержал и глава информационного центра украинской экологической ассоциации «Зеленый мир» Сергей Федоринчик, заявив, что, учитывая розу ветров в Киевской области, любая серьезная неприятность на ЦСХОЯТ приведет к экологической катастрофе в столице: «Министерства уже давно не проводят никаких серьезных экологических экспертиз и все разрешают «во имя бизнеса».
Однако все эти протесты против строительства ядерного могильника экологи-активисты заявляли при Викторе Януковиче. Сейчас же, при новой власти, ни круглых столов, ни тревожных писем по поводу возведения опасного ядерного предприятия на подступах к столице в адрес руководства страны не наблюдается. Видимо, еще и потому, что на фоне войны и множества проблем гражданам не до экологических собраний и протестов.
Однако в Европе возведение хранилища отработавшего ядерного топлива в самом ее центре не проходит незамеченным. В начале июля сего года представители организаций европейской атомной промышленности на прошедшем в Брюсселе профильном семинаре выразили обеспокоенность планами Украины построить у себя подобное хранилище. По их мнению, этот проект противоречит нормам ядерной безопасности и создает риски аварий.
Трудно представить, что произошло бы с любой западной компанией, сделавшей хотя бы одно движение в направлении строительства подобных объектов на территории США или Европы без множества различных экспертиз и публичных слушаний при самом активном участии населения и СМИ. Однако оказывается, что на Украине это возможно.
Лыком в строку министерство энергетики и угольной промышленности Украины недавно анонсировало, что собирается вернуть из России продукты переработки отработанного ядерного топлива реакторов ВВЭР-440 Ровенской АЭС. Уже сформирована рабочая группа, которая поможет выработать рекомендации «Энергоатому» для подписания контракта об их возврате (хранятся в России на государственном производственном объединении «Маяк», что в Челябинской области).
В постановлении, выпущенном украинским министерством, указывается, что такое решение необходимо для «выполнения Украиной международных обязательств относительно безопасного обращения с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами». Киев еще в 2010 году подписал соответствующий международный документ, требующий от всех стран, имеющих АЭС, хранить радиоактивные отходы на своей территории.
Конечно, «сухой» ядерный могильник под Киевом, — притом что страна занимает четвертое место в мире по накопленным радиоактивным отходам, — это немаловажно. Но возникает вопрос: а что с этим делать дальше? В мире вообще всего у трех стран есть опыт переработки этой чувствительной и опасной продукции — ОЯТ — России, Франции и Великобритании. Даже США не имеют его (они отказались от переработки выгруженного из реакторов топлива в пользу специальных хранилищ). Если учесть, что Франция и Великобритания имеют дело с иным видом топлива, то у Киева есть две альтернативы. Везти свое ОЯТ спустя годы опять в Россию — только она работает именно с таким видом топлива. Или оставить эту головную боль следующим поколениям украинцев. Похоже, власть выбрала путь отложенного решения проблемы.
Алла Ярошинская