Posted 4 октября 2016, 16:30
Published 4 октября 2016, 16:30
Modified 31 марта, 01:40
Updated 31 марта, 01:40
Владимир Путин подписал указ о «приостановке» межправительственного соглашения с США об утилизации оружейного плутония. Фактически речь идет о полном выходе из этого соглашения, поскольку возврат к нему обставляется совершенно невыполнимыми в нынешней ситуации условиями для Запада. Это и отмена Вашингтоном «закона Магнитского», и отказ от всех антироссийских санкций, и компенсация не только за них, но и за те контрсанкции, которые Россия ввела в ответ. Еще одно «условие» возврата к соглашению об утилизации оружейного плутония – требование сократить военную инфраструктуру США в странах НАТО.
Такие условия обычно выдвигаются победителем – той страной, которая наголову разгромила в войне противника. Или же тем, кто прекрасно понимает, что для контрагента такие условия они невыполнимы, и он таким образом просто рвет с ним все отношения.
В связи с этим теряюсь в догадках: кому мы решили насолить своим выходом из соглашения по плутонию? США? Ну, так они тоже из него выйдут. Дело ведь не только в величине запасов в обеих странах этого самого оружейного плутония, который используется для начинки ядерных зарядов. Разница в доступности средств их доставки, то есть в наличии ракет.
Точнее, даже не в самих ракетах (их число пока еще худо-бедно регулируется межправительственными соглашениями РФ-США), а в способности эти «средства доставки» производить. А тут-то швах! Достаточно хорошо известно, что Штаты могут настрогать ракет столько, сколько захотят, а РФ - сколько сможет. То есть, в разы, а то и на порядок меньше.
Соответственно, возникает вопрос: зачем такой демарш понадобился России? Ведь очевидно, что с государственной точки зрения это вовсе не выгодно. Конечно, можно рассмотреть версию, что это эмоциональное решение, принятое под влиянием обиды на Запад. И что теперь, надо действовать по принципу «назло теще выколю себе глаз»?
На что обиделись - понятно. Помимо доклада по донецкому «Боингу», где впервые было официально заявлено про «российский след», американцы и европейцы резко усилили давление на Москву, обвиняя ее в том, что она вызвала гуманитарную катастрофу в Сирии, проводя массированные бомбардировки Алеппо.
Вашингтон демонстративно прервал все контакты с Москвой по сирийскому урегулированию, в США и Европе все громче слышны призывы ввести новые санкции против РФ, а глава Госдепа Джон Керри во вторник и вовсе предложил запретить российской боевой авиации летать в сирийском небе.
Все это, безусловно, не может оставаться без ответа со стороны Москвы. Обе стороны не только не намерены уступать, но, наоборот, повышают ставки, раскручивая конфронтацию до уровня, невиданного со времен самых мрачных дней «холодной войны».
Только вот получается так, что, размахивая ядерной бомбой, мы мстим сами себе. Очевидно, что в военном плане Россия от выхода из соглашения с США по оружейному плутонию ничего не выигрывает. Эффект будет обратный - начало нового витка гонки вооружений. Американцы, естественно, тоже примутся использовать «лишний» плутоний для производства боеголовок новых ракет. А что им еще остается?
И это как раз тогда, когда российскому правительству и без того приходится в срочном порядке хоронить все надежды на обуздание бюджетного дефицита ради неотложных военных расходов.
Теперь о других аспектах выхода из соглашения по оружейному плутонию. Утилизированный и использованный плутоний, в том виде, в котором подразумевало соглашение, почти безопасен. Больше того, в смеси с ураном его можно использовать как топливо для некоторых типов атомных электростанций. Оружейный плутоний требует куда больших усилий для его безопасного хранения, а риски ЧП с ним вообще несравнимо выше.
250 миллионов долларов, потраченных Россией на строительство завода по утилизации оружейного плутония, продукцию которого предполагалось направлять на нужды отечественной энергетики – тоже псу под хвост. Здорово!
Ну, и еще один момент - внешнеполитический. В США сейчас, как известно, в разгаре президентская избирательная кампания. Один из двух главных претендентов на президентское кресло республиканец Дональд Трамп - наше все. Именно с его приходом к власти в Москве связывают надежды со снятием санкций. Демократ Хилари Клинтон — смеет нас критиковать, а значит, плохая, не наш человек.
Так вот, выход России из соглашения по оружейному плутонию - это шикарный пас именно Клинтон. Она его отыграет по полной, – скажет, что Кремль подтвердил, что он ведет опасную и непредсказуемую политику, а Трамп ему симпатизирует. Граждане, Америка в опасности, голосуйте за меня!
Логику чувствуете? Мы очень хотим, чтобы президентом США стал Трамп, но подыгрываем Клинтон. Не исключено, что именно этот ход станет решающим на выборах, ведь шансы обоих претендентов попасть в Белый дом сейчас примерно равны, а симпатии американцев могут качнуться в любую сторону из-за любой мелочи.
Резюмируя. Что мы (Российская Федерация) доказали, выйдя из соглашения по оружейному плутонию? Что теперь способны исключительно на иррациональные действия, наносящие вред самим себе? Если задача ставилась именно таким образом, то мы с ней, несомненно, справились.
Александр Желенин