Posted 27 сентября 2016, 11:00
Published 27 сентября 2016, 11:00
Modified 31 марта, 01:45
Updated 31 марта, 01:45
На прошлой неделе Армения помпезно отметила 25-ю годовщину независимости республики. Юбилейные мероприятия прошли по всей стране. Но «гвоздем» праздничной программы стал военный парад в Ереване, на котором впервые были продемонстрированы российские оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер» и реактивные системы залпового огня «Смерч». По центральному проспекту в Ереване «прошествовали» также тактические ракетные комплексы «Точка — У» и «Эльбрус» с баллистическими ракетами Р-17, зенитно-ракетные комплексы С-300, танки, реактивная система залпового огня «Град», противотанковая и полевая артиллерия, прочее устрашающее оружие.
Вероятно, выставив напоказ все это «добро», армянские власти, во-первых, хотели продемонстрировать военную мощь республики и припугнуть Азербайджан. Во-вторых, показать своему народу, что правительство не зря кушает хлеб и заботится об обороноспособности страны. В-третьих, демонстрация военной техники рассчитана на снижение градуса антироссийских настроений в армянском обществе — оно, в частности, недовольно тем, что Россия продает вооружение Азербайджану, и соответствующий контракт тянет на миллиарды долларов. «А нам русские не дают ничего, только отнимают», — говорят в Армении.
Демонстрация Ереваном более чем серьезного вооружения порождает множество вопросов военно-тактического и политического плана. В частности, действительно ли Москва передала на баланс Армении «Искандеры», или они были заимствованы для парада у российской военной базы, дислоцированной в Гюмри? Если передала, то это можно считать исключительным случаем, поскольку ни у одной из армий государств — членов ОДКБ, «Искандеров» на вооружении нет. Правда, они появлялись и на параде в Минске, но, как говорят, на балансе Вооруженных сил Белоруссии не значатся, и принадлежат ОДКБ.
Далее. Может ли наличие «Искандеров» в Армении изменить военный баланс в контексте карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов? На каких условиях Москва, если она это действительно сделала, продала «Искандеры» Еревану? Сомнительно, что Россия позволит их использовать против Азербайджана, даже если ситуация на линии фронта сильно обострится. Таким образом, неизвестно, есть ли «Искандеры» на вооружении у армянской армии, или это просто успокоительный «финт» для армян, и оперативно-тактические комплексы находятся на территории Армении постольку, поскольку России необходимо иметь их на Южном Кавказе.
Напугали ли Азербайджан «Искандеры» в Армении? Вряд ли. Однако они могут стать для него сдерживающим фактором. Понятно, что без разрешения России «Искандеры» на параде в Ереване не появились бы, а это наводит на мысль, что Москва недовольна процессом карабахского урегулирования и подает соответствующие сигналы Баку. Не означает ли это, что широкомасштабное военное противостояние между Арменией и Азербайджаном — не за горами?
Возникает также вопрос, какую именно модификацию «Искандера» получила Армения (или российская база в Гюмри). Азербайджанское агентство АПА приводит рассуждения на этот счет военного эксперта Павла Фельгенгауэра, считающего, что продажа «Искандеров» Армении «представляет большую угрозу для региона». По его словам, раньше на вооружении армянской армии находился ракетный комплекс Р-17: «Однако дальность и прицельная точность поражения этого комплекса меньше, чем у «Искандер». «Искандер» точнее поражает цель. Скорее всего, проданный армянам комплекс — это «Искандер—Э».
По пояснению эксперта, этот комплекс сильно отличается от «Искандера — М». Первый является экспортной модификацией, и дальность поражения цели у него на 200 километров меньше, чем у комплекса «Искандер — М». «Искандер — М», — сказал он, — поражает цель, расположенную в удалении более чем 500 км. Россия не может продать «Искандер — М» Армении, потому что это будет расценено как нарушение Москвой взятых на себя международных обязательств. Продажа ракетного комплекса с дальностью поражения свыше 300 км государствам-участникам конфликта означает нарушение международных обязательств».
Эксперт также обратил внимание на то, что «Москва не подтвердила передачу комплекса, и это поставило Армению в неловкое положение. Это увеличивает подозрения в том, что продемонстрированный на военном параде в Армении «Искандер» — из арсенала российской военной базы. Но есть вероятность того, что Россия все же продала Армении «Искандер».
Он также не исключил, что этот комплекс будет предложено приобрести и Азербайджану, если он станет протестовать против его дислокации в Армении. Впрочем, Азербайджан вполне может договориться с Израилем по поставкам мощных систем противоракетной обороны, которыми располагает эта страна. Но такой вариант вряд ли устроит Москву.
Судя по тому, какое вооружение показали в Ереване (разумеется, были продемонстрированы не все образцы военной техники), армяне делают акцент на противовоздушной обороне. По данным некоторых экспертов, танковый парк и противотанковые средства у армян сильно «хромают», в то время как за счет поставок из России у противной стороны — Азербайджана — танки отличные. Таким образом, сложно сказать, существует ли сейчас пресловутый «военный баланс», поскольку «широкой общественности» неизвестно, какой на самом деле военной техникой «начиняет» Россия сейчас Армению. Во всяком случае, после четырехдневной апрельской войны стало очевидно, что с ней у Армении туго.
В общем, парад в честь независимости прошел, и тут небезынтересно «заодно» вспомнить, что дали Армении 25 лет «свободы» и «суверенитета». Напомним, что в 1991 году Армения путем референдума вышла из состава СССР и провозгласила независимость — за нее проголосовали 99 процентов граждан, имеющих право голоса. В определенных армянских кругах сейчас говорят, что республика несколько погорячилась с «независимостью» — более конкретно об этом будет сказано ниже.
А пока выслушаем президента Армении Сержа Саргсяна, отрапортовавшего о «серьезных успехах» своей страны за последние четверть века. Он предпочел обойтись без особой конкретики, и речь его, в принципе, свелась к тому, что армяне полны решимости защитить собственную свободу. «Свидетельство тому — этот парад», — заявил он.
Слова президента лишь подтверждают, что парад во многом был проведен для «внешнего пользования», то есть к сведению Азербайджана. В качестве «простой формулы для прогресса» Армении Саргсян назвал «Работу, работу и работу».
А вот директор Центра социологических исследований «Социометр» Агарон Адибекян подошел к вопросу с экономической точки зрения. По его словам, за 25 лет независимости армяне стали нацией «торговцев и фермеров». Как передает агентство Новости — Армения, эксперт проинформировал, что после развала СССР в Армении остановились тысячи заводов, прекратили деятельность 250 конструкторских бюро, 900 колхозов: «Мы получили полуторамиллионную армию безработных, состоящую из профессиональных работников».
По его словам, на данном этапе из 2 741 компании 65% занимается переработкой — в основном, продуктов питания. 20-25% обслуживает энергетическую и газовую сферы. И лишь 15% приходится на промышленность — преимущественно горнодобывающую. За 25 лет независимости, сообщил Адибекян, «население … страны должно было вырасти до 5 миллионов, однако сегодня его реальная численность составляет примерно половину». Со ссылкой на данные ООН он сообщил, что к концу века население Армении может сократиться до 1 миллиона 700 тысяч человек. Как следствие, это вызовет спад внутреннего потребления, и сделает республику непривлекательной для иностранных производителей.
В общем, хоть Армения официально и стала «независимой», на деле она освободилась только от довольно развитой экономики, науки, культуры и т. д. По сути, за четверть века она упустила те возможности, которые обязана была использовать. «Независимость» обернулась полной военно-политической и экономической зависимостью от России. Пожалуй, определенного развития достигла лишь армянская армия, да и та — за счет России, в руки которой перешли практически все стратегически важные объекты страны.
Информационное агентство Sputnik (Ереван) провело мини-опрос среди пользователей своего сайта с тем, чтобы они оценили 25 лет независимости Армении. Результаты опроса показали, что относительное большинство респондентов — 42,2% — хоть и считает независимость большим достижением, но отмечает необходимость системных преобразований. 41,1% ответили: «Независимость нам ничего не дала, кроме массы накопившихся проблем». 13,3% придерживается мнения, что «независимость — это уже наивысшая и непоколебимая ценность», и лишь 2,2% считает, что за последние 25 лет у страны были большие достижения. То есть по части «больших успехов» Армении с президентом Саргсяном согласно немногим более 2% опрошенных.
Как пишет армянское издание Lragir, «26-й год независимости Армения начинает с колоссальным потенциалом и колоссальными возможностями, но и с колоссальной общественной апатией и сложной социально-экономической ситуацией».
Тут стоит отметить, что 26-й год независимости Армения встречает и с новым правительством — премьером стал Карен Карапетян, имеющий длинный послужной список. В нем фигурирует и «богатое» газпромовское прошлое — в системе «Газпрома» он работал на разных высоких должностях и в кресло премьера Армении переместился из кресла заместителя гендиректора по стратегическому развитию компании «Газпром межрегионгаз». Так что теперь он просто обязан позаботиться о «стратегическом развитии» своей родины.
Президент Саргсян полагает, что новый глава еще не до конца укомплектованного правительства может стать «лидером больших перемен в Армении», и «поведет общество к новой экономической и политической свободе». Первое лицо Армении также считает Карапетяна способным «сломать все устоявшиеся стереотипы и придать особую гибкость экономике».
Но чего недостает армянской экономике? Во-первых, конкурентной среды и государственной поддержки различных сфер хозяйствования. Во-вторых, в Армении разгулялась коррупция и укоренилась клановая психология. В-третьих, армянская экономика слишком зависит от российской; республика практически находится в полублокадном положении; она изолирована от региональных проектов. Пути выхода из сложившейся ситуации должны быть найдены, если Карапетян настолько семи пядей во лбу, насколько в это «уверовал» Саргсян.
Пока же новый премьер поручил Комитету государственных доходов стимулировать бизнес и создавать для него равные условия для работы. Он, кроме того, инициировал максимальное снижение тарифов для социально необеспеченных слоев населения, но, разумеется, за счет других потребителей. Новый премьер также считает необходимым стимулирование развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, однако не за счет бюджета страны. Ну, и, разумеется, «Мы должны решить проблему коррупции в стране». Каким образом и какими методами, Карапетян не уточнил.
Ирина Джорбенадзе