Posted 20 сентября 2016, 13:47
Published 20 сентября 2016, 13:47
Modified 31 марта, 01:49
Updated 31 марта, 01:49
Инициативы Минфина РФ увеличить ставки страховых взносов и повысить НДС выглядят как очередная попытка «залатать» финансовые «дыры», полагает бывший замминистра труда РФ, политолог Павел Кудюкин. Как рассказал эксперт, оба предложения по разным причинам будут негативно встречены в обществе.
«Вообще ставки страховых взносов у нас носят регрессивный характер. Они исчисляются от индивидуальных зарплат, и с определенного „потолка“ взносы просто не платятся. Это оправдывают тем, что „несправедливо“ брать с людей с высокими доходами взносы, с которых им не будет платиться повышенная пенсия. При относительно высоких доходах всегда есть возможность прибегнуть к каким-то альтернативным методам обеспечения себя в старости. Если человеку с низкими доходами нечего сберегать, не на что приобретать недвижимость и ценные бумаги, то человек с более высокими доходами может это себе позволить. Поэтому, считается, что ему можно будет ограничить „потолком“ ту пенсию, которую ему будут выплачивать, но с него в относительном размере будут меньше брать пенсионных страховых взносов. Новая идея Минфина заключается в том, чтобы брать страховые взносы с фонда оплаты труда в целом, то есть одинаково со всех. С социальной точки зрения, когда люди с более высокими доходами „помогают“ тем, у кого доходы низкие, это выглядит оправданно, так как хотя бы один платеж выйдет из сферы регрессивности. У нас налоги и без того перекошены так, что они гораздо больнее бьют по бедным, чем по богатым», — заявил Павел Кудюкин.
Эксперт подчеркнул, что инициатива наткнется на ожидаемое сопротивление. «Бизнес будет кричать, что это обременение его налогами, но это не совсем корректно. Социальные взносы — это не налог, а, в сущности, отложенная зарплата. Если бы не брали взносов в социальные фонды, то по экономическим механизмам работодатель был бы обязан платить эти деньги работнику непосредственно в зарплате. Ясно, что работодатель добровольно никогда на это не согласился бы», — заметил Кудюкин.
Эксперт уверен, что предложение повысить НДС ударит по еще большему количеству людей. «Что касается НДС, то, как все налоги косвенного характера, он будет бить по бедным. У нас по мировым стандартам НДС не самый высокий, но его повышение, вероятнее всего, окажет угнетающее воздействие на экономику. Минфин, исходя из узкофинансовых соображений и из потребности заткнуть текущие дыры, может нанести удар по экономическому росту и усугубить спираль падения», — отметил Павел Кудюкин.
Напомним, что Минфин выступил за реформу страховых взносов с 2017 года. Предполагается начать взимать их со всего зарплатного фонда по единой ставке и к 2019 году довести ее до 26% (29% — с 2017 года, 28% — с 2018 года), сообщает издание «Ведомости».
Есть и альтернативный вариант: в 2017 году повысить НДС до 20%, 10%-ную льготную ставку поднять до 12%, а с 2019 года начать увеличивать ее на два процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%.