Posted 2 сентября 2016, 16:38

Published 2 сентября 2016, 16:38

Modified 31 марта, 02:01

Updated 31 марта, 02:01

Праздник нежелания знать

2 сентября 2016, 16:38
Сергей Шелин
Торжества по случаю 1 сентября в той их части, которая соприкасалась с вождями, стали демонстрацией отказа видеть то, что есть.

Обвинительные приговоры, которые ночью с первого на второе сентября были спешно вынесены родственницам погибших в бесланской школе за их протестную акцию, хоть и выглядят чем-то запредельным, но полностью укладываются в логику режима. Никто и ничем не должен портить ему праздник, и уж тем более напоминать о событиях, которые подлежат забвению.

Мероприятия, осуществленные 1 сентября высшими начальниками, были окрашены совершенно иначе, при всех сопутствующих странностях.

Из всех главных наших лиц наименьшей огласки удостоился председатель правительства, посетивший Московский колледж железнодорожного транспорта. Эта предусмотрительность не была случайной. Опубликованные как раз в День знаний индикаторы фонда «Общественное мнение» показали самое глубокое падение доверия к Дмитрию Медведеву за всю его премьерскую службу, начиная с 2012 года (48% не доверяющих ему против 44% продолжающих доверять).

На этом фоне президентский рейтинг Владимира Путина (60%) хоть и снизился по сравнению со своим прошлогодним максимумом (76%), но все еще куда выше средних уровней в «докрымском» 2013-м (45%).

Понятно поэтому, что премьер-министру, тем более ввиду скорых выборов, просто не дали шанса порадовать публику новой порцией мемов. Только и успел, что пожелать студентам «хорошего настроения» да похвалить выставленный в колледже манекен, наряженный в мундир наркома путей сообщения сталинской эпохи: «Форма всегда дисциплинирует, особенно когда человек себя связал с железными дорогами».

Казенно-мундирную тему энергично продолжила сопровождавшая премьера Ольга Васильева, новый министр образования и науки, речь которой была пересыпана выражениями «Высочайший указ императора Александра Второго», «генерал-лейтенант барон имярек» и прочими актуальными напоминаниями об истории этого учебного заведения.

Архаизм этого мероприятия, его погруженность в прошлое и очевидную нехватку обращений к будущему теоретически могло бы возместить выступление министра иностранных дел Сергея Лаврова в номенклатурном МГИМО. Тем более, что главе МИДа, как более надежному кадру, обеспечили еще и прямую трансляцию.

Впрочем, трансляция эта сослужила ему не совсем хорошую службу, невольно опровергнув официальные отчеты о том, что перед тем, как сказать речь, министр, к восторгу собравшихся, исполнил гимн МГИМО.

Бесспорно, Лавров честно пытался подпевать звукозаписи. Не его вина, что не всегда удавалось. Исполняемая молодежным хором, шумная, торопливая и чрезвычайно монотонная песня комсомольского стиля была совершенно не приспособлена к тому, чтобы ей подпевали. Но нет сомнений, что министру методом погружения помогли вспомнить комсомольскую юность.

Что же до геополитической политинформации, которую он после этого провел, то она не отличалась от всех предыдущих. Единственный занятный пункт касался экономической конспирологии: «США пытаются навязать Европе свой сжиженный природный газ, а Европа часто действует политизировано и в ущерб себе».

Но даже и это не поднялось до того уровня драматизма, который был достигнут еще в 1815 году в ходе беседы французского министра иностранных дел Талейрана с русским царем, когда Талейран в кульминационный момент принялся стучать головой об стену и грустно восклицать: «О, Европа, Европа! Несчастная Европа!»

Тем не менее, в смысле архаики глава МИДа ничуть не уступил ни премьеру, ни министрам из группы его поддержки.

А на другом конце страны, во Владивостоке, Владимир Путин побеседовал с учениками местной привилегированной гимназии. И вот что вызвало особый его интерес.

Узнав, что в партнерской их сеульской школе обучаются одни мальчики, президент спросил: «Такие системы образования, когда либо только мальчики учатся в школах, либо только девочки, они во многих странах сохранились. Вы к этому как относитесь? Как считаете, это хорошо или не очень?» После нескольких попыток угадать, какого ответа от них ждут, гимназисты неуверенно выбрали «совмещенную школу», и ответ был великодушно зачтен как правильный.

Сама собой напрашивается догадка, что интерес президента к раздельному обучению вызван его встречей с учениками Итона, британской мужской ультраистеблишментарной школы, которая состоялась в Кремле, и не где-нибудь, а в зале для официальных переговоров, за пару дней до Дня знаний. Не исключу, что для Владимира Путина она как раз и была первым актом этого праздника, а то и главным его событием.

Соль этой встречи, организованной епископом Тихоном Шевкуновым, в том, что она проводилась вовсе не ради отчета и протокола, а сугубо от души, безо всякой оглядки на будущую огласку. О ней стало известно только тогда, когда осчастливленные подростки разместили в сетях кремлевские фотографии и соответствующие случаю дифирамбы.

Взглянем на это глазами вождя. К нему на ковер явился, наконец, тот Запад, который его устраивает. Скромно испросив позволение и получив милостивый вызов. Умильный, старомодно наряженный, гендерно сегрегированный и очень–очень номенклатурный. Пару часов удалось побыть не в той действительности, которая вокруг, а в специально сконструированном архаичном мирке, населенном послушными и понятными персонажами.

Ясно, что именно эта встреча должна была задать интонацию начальственному Дню знаний, этакому дню погружения в прошлое и нежелания знать о том, что сегодня происходит. Все, что не попадало в тон, подлежало сносу.

Праздник окончен. Жизнь и вожди продолжат движение параллельными курсами.

Сергей Шелин

Подпишитесь