Posted 30 августа 2016, 05:01

Published 30 августа 2016, 05:01

Modified 31 марта, 02:05

Updated 31 марта, 02:05

Суд и прокуратура «схлестнулись» из-за дела Басмача

30 августа 2016, 05:01
Возглавляемая «авторитетом» Матусовым «щелковская» ОПГ считалась одной из самых жестоких в России в 1990-е годы.

В Мособлсуде началось рассмотрение уголовного дела в отношении лидера «щелковской» преступной группировки Александра Матусова по кличке Басмач. Слушания по данному делу должны были стартовать год назад, однако почти 12 месяцев прокуратура и служители Фемиды вели процессуальные споры. Сам Басмач требовал отпустить его из СИЗО.

Спустя год дело в отношении Александра Матусова вновь оказалось в суде. 29 августа состоялись предварительные слушания, на которых был определен дальнейший ход процесса. Первый раз материалы в отношении Басмача поступили в Мособлсуд еще летом 2015 года. Однако служители Фемиды приняли решение вернуть их в прокуратуру для устранения ошибок. В суде сочли, что следователь прекратил ознакомление с делом Матусова и его адвоката на день раньше срока, установленного Бабушкинским судом; не дал им изучить ряд приобщенных дополнительных материалов; не отреагировал на ходатайство о допуске нового адвоката Басмача и т.д.

Прокуратура не согласилась в таким решением Мособлсуда и обжаловала его в апелляционной инстанции. На этот раз служители Фемиды встали на сторону надзорного ведомства и посчитали, что допущенные ошибки не могут препятствовать рассмотрению дела, тем более что многие из них исправили в ходе предварительных слушаний. Однако затем уже адвокаты Матусова оспорили судебное решение.

В результате материалы дошли до президиума Мособлсуда, который вернул дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. А та признала обоснованным решение о возврате дела в прокуратуру для устранения ошибок. Все эти судебные тяжбы продолжались до февраля 2016 года. У Матусова несколько раз истекали сроки заключения под стражей, и их продлевали. Его защитники считали меру в виде содержания в СИЗО не обоснованной и нарушающей требования Европейского суда по правам человека. По версии адвокатов, судьи автоматически продлевали арест Басмачу без исследования материалов. На этом основании они требовали перевести «авторитета» под домашний арест или выпустить из СИЗО под залог в 5 млн рублей. Но всякий раз им отказывали.

По данным МВД РФ, "авторитет" Александр Матусов основал «щелковскую» банду еще в начале 1990-х годов. До этого Басмач входил в "измайловскую" преступную группировку, а затем решил создать собственную бригаду. Ее костяк составили жители поселка Биокомбинат Щелковского района Подмосковья, где располагался и дом самого Басмача. В частности, в руководство новой группировки вошли ранее судимый Игорь Рожнев по кличке Пегас и Павел Бондарцков (Болдарис). По данным оперативников, бандиты сразу попытались взять под свой контроль ряд коммерческих структур Щелковского района, из-за чего у них возникли конфликты с другими мафиози. Люди Басмача предпочитали не вести переговоры с конкурентами, а просто их устранять. "Фактически ОПГ стала негласным хозяином поселка Биокомбинат: ее членов там боялись все — и милиционеры, и чиновники", — сообщил собеседник агентства в правоохранительных органах. Также бандиты промышляли разбойными нападениями и вымогательством в соседних районах.

Вскоре бригада Басмача стала известна в криминальном мире как одна из самых жестоких, и к ее лидеру начали обращаться "заказчики" с просьбой убить или похитить какого-нибудь бизнесмена или "авторитета". По данным сыщиков, "щелковские" брались практически за любую подобную "работу", и не только в Подмосковье, но и в других регионах России. Следователям уже известно о преступлениях, совершенных группировкой в Тульской области, Дагестане, Санкт-Петербурге, Ленинградской области. "Щелковские" тесно сотрудничали с пресловутой "кингисеппской" группировкой.

Пока служители Фемиды рассмотрят материалы о расстреле бандитами трех человек еще в 1996 году. Расследование других эпизодов деятельности группировки Басмача продолжается.

По версии следствия, в этот день в ресторане в поселке Свердловский Щелковского района Московской области собрались четыре члена конкурирующей бригады — Аксенов, Каширский, Пархоменко и Зарубин. Их заметил зашедший в кафе член щелковской ОПГ Бразников, который тут же известил о встрече своих лидеров - Александра Матусова и Павла Бондарцкова (Балдарис). Они давно "имели зуб" на эту четверку, поэтому начали собирать бойцов "под ружье". Вскоре к кафе съехалось больше десяти "щелковских", вооруженных автоматами, пистолетами и ножами. Врываться в заведение они не стали, а разместились в автомобилях у двери, дожидаясь появления недругов. Первым на улице показался Пархоменко. Двое бандитов сбили его с ног, оттащили за здание кафе, где застрелили из пистолета. Друзья погибшего ничего не заметили, они продолжали веселье. Вскоре из заведения вышел Каширский. К нему подскочили Рожнев и Бразников с сообщниками и, затолкав в ВАЗ, вывезли конкурента на пустырь. Там Каширского задушили, а тело закопали.

Когда из кафе вышел Аксенов, ему нанесли несколько ранений ножом, а также выстрелили из пистолета. Зарубина попытались расстрелять из автомата, но этому помешали прибывшие на место милиционеры.

Аксенова в тяжелом состоянии доставили в местную больницу, где его на следующий день, прямо в реанимации, застрелил Рожнев. Проникнуть на территорию больницы киллеру помог хирург Мурад Кажлаев, который считался лечащим врачом всей группировки.

В 2011 году Мособлсуд вынес приговор по делу о бойне у ресторана. Бондарцков получил 19 лет колонии строгого режима, Рожнев – 15 лет лишения свободы. Остальным членам группировки суд назначил от 7 до 14 лет тюрьмы.

При рассмотрении дела хирурга Кажлаева его освободили от наказания за истечением срока давности.

Во время всех этих разбирательств Матусов скрывался в Таиланде, где и был задержан летом 2014 года и экстрадирован в Россию.

Юрий Вершов

Подпишитесь