Posted 15 июля 2016, 16:25
Published 15 июля 2016, 16:25
Modified 31 марта, 02:37
Updated 31 марта, 02:37
Вечером 13 июня более 100 рабочих в оранжевых спецовках заблокировали вход и выход со стройки стадиона «Крестовский» (известного как «Зенит-Арена»). Строители жаловались, что им уже два месяца не дают зарплату.
«На протяжении двух месяцев мы не видим денег. Нам говорят: «Ждите». А 13 июля, когда мы снова спросили о деньгах, чтобы купить еды, нам сказали: «Денег нет». Нас продолжают кормить завтраками. Я знаю, что должны были на стадион выделить 4 млн рублей, но денег никто не видел», — рассказал «Росбалту» один из строителей.
Конфликт разгорелся неожиданно. Ведь еще 22 июня инспекцию по стройплощадке провел губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Градоначальник заявлял, что стадион готов на 85%, и финансы для завершения строительства у города имеются.
К участникам народного схода приехали ОМОН и полиция. Позже прибыл и вице-губернатор Игорь Албин. Последний заявил, что у генподрядной организации наличествует «ничем не объяснимая жадность», а информация о задержках зарплаты поступает в Смольный и прокуратуру регулярно. Строителям пообещали выплатить деньги, и народный сход прекратился.
Но замять ситуацию не удалось. 14 июня Генпрокуратура РФ начала проверку информации о возможных нарушениях трудового законодательства на «Зенит-Арене». А генподрядчик — «Инжтрансстрой-СПб» — и вовсе сообщил о попытке рейдерского захвата строящегося стадиона.
Стоит отметить, что в мае и июле на стройку с обысками приходили экономическая полиция и Следственный комитет. Поводом послужило подозрение в мошенничестве на суммы от 70 до 150 млн рублей. Впрочем, учитывая, что с 2007 года стоимость стадиона на Крестовском острове выросла с 6,7 млрд до 39,2 млрд рублей, это не такие большие деньги.
Пик противостояния пришелся на 15 июня. Утром стало известно, что администрация Петербурга направила уведомление о расторжении контракта с генподрядчиком строительства стадиона «Крестовский». Вице-губернатор Игорь Албин на заседании штаба по строительству стадиона изложил девять причин, по которым город готов сменить генподрядчика на объекте.
«Девять смертных грехов» «Инжтрасстроя-СПб» выглядят так: постоянное удорожание строительства; подрядчик не может объяснить образовавшийся в период до мая 2015 года дефицит по смете в 2,5 млрд рублей; затягивание работ; генподрядчик не обеспечил приобретение необходимого оборудования и материалов; «Инжтрасстрой-СПб» игнорирует обязательства по содержанию объекта до момента получения заключения о соответствии и ввода в эксплуатацию; Смольный фактически подменяет все технические службы генподрядчика, а этого быть не должно; заказчик был вынужден привлечь на объект компетентных специалистов из профильных городских организаций; корпорация «Трансстрой» получала беспрецедентные преференции по авансированию проекта.
Интересно звучала именно «девятая причина». Оказывается в адрес правительства Петербурга пришла телеграмма от председателя наблюдательного совета ООО «Компания «Базовый элемент» Олега Дерипаски. В ней указывалось, что ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой»» не является частью группы «Базовый элемент».
В Смольном отмечают, что формально у «Инжтрасстроя-СПб» есть 10 дней на устранение нарушений. Но в администрации не рассчитывают, что у подрядчика хватит сил устранить их в такой короткий срок.
«Мы на эти 10 дней не смотрим. Город настроен решительно. Конкурсные мероприятия можно будет провести по упрощенной системе, на это потребуется 3 недели», — рассказали в аппарате Игоря Албина.
В Смольном считают, что конкурс не сдвинет сроки строительства арены, и новый стадион на Крестовском примет матчи Кубка Конфедераций в 2017 году, а также игры чемпионата мира в 2018 году.
«Дополнительное финансирование — 4,3 млрд рублей — было выделено в июне. Эти деньги еще не дошли до объекта. С учетом остаточного финансирования 2016 года, вложить в стройку можно 11 млрд рублей. Этих средств вполне достаточно, чтобы завершить строительство. Но хотелось бы, чтобы эти средства осваивала компания, которая полностью исполнит обязательства по госконтракту. Суть наших опасений заключается в том, что в своем сегодняшнем виде генподрядчик не способен достроить объект и освоить надлежащим образом 11 млрд рублей», — рассказали в Смольном.
Сегодня на стройке на Крестовском острове прошла часть выездного заседания временной комиссии Совета Федерации по вопросам подготовки и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Ее председатель Вадим Тюльпанов, в прошлом спикер петербургского ЗакСа, не допускает отмену матчей Кубка конфедераций. Он считает, что уведомление о разрыве контракта — это еще не разорванный контракт. Участники конфликта должны сделать все возможное, чтобы договориться.
«Подрядчик и заказчик должны понимать свою ответственность. Если стадион не сдадут к декабрю, то в июне в Петербурге невозможно будет провести матчи Кубка Конфедераций. Думаю, что они договорятся. Они уже сели за стол переговоров. Они должны умерить свою гордыню. Я со своей стороны за полгода до окончания строительства не стал бы менять подрядчика. Срыв сроков — это огромные имиджевые потери не только для Петербурга, но и для всей России», — сказал Тюльпанов.
Пока же «Инжтрансстрой-СПб» пожаловался на комитет по строительству Петербурга министру спорта Мутко и Шувалову. Они назвали решение о смене подрядчика «популистским шагом». И заявили, что «многолетний шлейф проектов под руководством или курированием господина Албина не позволяет надеяться на позитивное решение вопроса и успешную достройку стадиона в случае, если контроль над строительством перейдет под его непосредственное руководство».
Глава петербургского филиала Фонда борьбы с коррупцией Дмитрий Сухарев считает, что в сегодняшнем споре Смольного и «Инжтрасстроя-СПб» нет правых, а есть только виноватые. Современный стадион можно было построить уже давно. По его мнению, на то, что «Зенит-Арена» стала долгостроем, в значительной мере повлияли чиновники. Ведь в том числе из-за того, что им что-то не понравилось на стройке, приходилось переделывать проект и сдвигать сроки.
При этом Сухарев недоумевает, как Смольный сможет провести конкурсные процедуры по поиску нового генподрядчика по упрощенной схеме. Ведь существует 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере госзакупок». «Должен быть опубликован проект, должны быть опубликованы сметы, должны быть прописаны сроки. Потому что подрядчик, который возьмется за строительство стадиона, должен понимать, что конкретно он должен сделать. Они, конечно, могут все упрощать до изнеможения, но закон надо соблюдать. Мы все живем по закону. А все эти понятия «проведем и выберем» — пусть они дачи себе так строят, только не за государственный счет», — объяснил ситуацию Сухарев.
Сопредседатель ПАРНАС в Петербурге Андрей Пивоваров опасается, что в случае расторжения контракта с «Инжтрасстроем-СПб» могут последовать штрафные санкции и иски. «Все мы знаем, что вице-губернатор Игорь Албин падок на громкую славу решателя городских проблем. Конечно, пресса и местные жители будут рады, что контракт расторгнут. Но это может привести к еще большим финансовым тратам — искам, штрафам. Кроме того, не обойдется ли работа нового подрядчика дороже? Надеюсь, Смольный взвесил свою позицию, и петербуржцам не придется платить за решение наших властей», — подчеркнул Андрей Пивоваров.
Не считает целесообразным в текущих условиях разрывать контракт с «Инжтрасстроем-Спб» директор объединения строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан. По его словам, всякая передача объекта новому подрядчику грозит полугодовым перерывом в строительстве. И это при том, что «Зенит-Арена» практически вступила в предпусковой период. Осталось доделать раздвижную крышу, выкатное поле и работы по внутренней отделке.
«Пока объявят тендер, пока его утвердят, пока согласуют смету. Это означает перерыв на полгода. А потом еще пойдут жалобы. Подрядчика менять нет никакого смысла. У вице-губернатора Албина очень крутой характер, он ведь бывший министр регионального развития. Он и с экс-председателем комитета по строительству Демиденко поссорился прямо на стадионе. Но менять подрядчика, когда, уж извините, все своровано, это очень опрометчивый шаг. Это самоубийство», — уверен Каплан.
При этом специалист считает, что если контракт с «Трансстроем» будет разорван, найти нового подрядчика в Петербурге будет очень нелегко. Теоретически им мог бы стать Метрострой. Но у этой компании совсем другие заботы — к чемпионату мира по футболу 2018 года надо успеть построить продолжение «зеленой» ветки метро до станции «Новокрестовская». За склоками последних двух дней все как-то опять забыли о рабочем коллективе «Зенит-Арены», чьи действия по сути и стали катализатором очередного скандала.
В среде «обычных строителей» весть о разрыве контракта не получила особого резонанса. Они объясняют, что на какую именно компанию работать, им все равно. Главное, чтобы вовремя платили зарплату. А обещанных денег за два месяца они так до сих пор и не видели.