Posted 20 июня 2016, 16:02
Published 20 июня 2016, 16:02
Modified 31 марта, 02:55
Updated 31 марта, 02:55
Трагедия произошла 18 июня на Сямозере в Пряжинском районе Карелии. Отдыхающие из Москвы — 47 детей и четверо взрослых инструкторов попали в шторм на двух лодках и плоту. На берег вернулся только плот, лодки перевернулись. В волнах озера погибли 13 детей, мальчик из Санкт-Петербурга пропал без вести.
Обсуждая трагический случай гибели детей, взрослые задаются традиционными вопросами «кто виноват» и «что делать». Что делать, чтобы не допускать несчастных случаев с детьми на отдыхе, как сделать, чтобы виновные в создании потенциально опасных ситуаций не подпускались к организации детского отдыха?
Лагерь «Парк-отель Сямозеро» пользовался в Карелии устойчивой дурной славой. Местные туроператоры из-за постоянных жалоб родителей на условия проживания детей отказывались с ним работать. Среди задержанных по делу о гибели детей — директор «Парка-отеля Сямозеро» Елена Решетова, ее заместитель Вадим Виноградов, трое вожатых.
Однако председатель комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи заксобрания республики Андрей Рогалевич считает, что ответственность должны понести также глава Карелии и руководители профильных министерств.
«Информация о многочисленных нарушениях в этом специализированном лагере поступала с 2012 года, однако ответственные органы власти не приняли мер. Все говорит о том, что трагедию можно было предотвратить, если бы необходимые меры были вовремя приняты: организацию можно было внести в список недобросовестных поставщиков услуг. Однако в регионе слаб контроль над деятельностью структур, организующих отдых детей», — сказал Андрей Рогалевич.
Депутат отметил, что на территории Карелии работает межведомственная комиссия по организации летнего оздоровительного отдыха детей, в которую входят специалисты министерств здравоохранения, образования, по делам молодежи, физкультуре и спорту, соцзащиты, труда и занятости республики. Чиновники этих ведомств обязаны строго контролировать деятельность организаций, которые предоставляют услуги детского отдыха, и несут ответственность за произошедшее.
«Вся работа чиновников свелась к подготовке отчета о том, что максимальное количество детей сможет отдохнуть в лагерях. А как был организован или организуется отдых, это задача самих организаторов, но не чиновников? Конкурс проведен, деньги заплачены, ребенок уехал, проблема снята. Статистика собрана», — констатировал Андрей Рогалевич.
При расследовании трагедии в Карелии должны ответить, в том числе, федеральные органы контроля и надзора, считает другой депутат заксобрания республики Александр Степанов. Как заявил парламентарий, в выборный год кто-то может попытаться перевести вину на местные власти, выведя «федералов» из-под удара.
«При том, что я противник главы республики Андрея Худилайнена, я все-таки не стал бы всю вину переводить на местные власти. Если республиканские власти проверяли лагерь и закрыли глаза на нарушения, тогда иное дело. Но основной контроль над туристическими объектами, в том числе их плавсредствами, лежит на федеральных органах: прокуратуре, Роспотребнадзоре, МЧС. А то уже кто-то в Москве заявил, что, наверно, и муниципалитет должен был контролировать ситуацию в лагере. Ну, представим главу сельского поселения: у него и так куча забот, и что он может проконтролировать? Если хозяин туристического объекта в Москве, то он «пошлет куда подальше» этого главу», — сказал Александр Степанов.
По мнению депутата, контрольно-надзорные органы зачастую проверяют совсем не то, что надо бы. «Контролеров развелось очень много. Один мой знакомый, занимающийся туристическим бизнесом, жаловался, что на его суденышке зачем-то требуют поставить металлоискатель. Получается, что эти контрольные органы занимаются какой-то бурной деятельностью, но куда-то не туда направленной: может, для отчета, а может, «на лапу берут» при проверках», — заметил Александр Степанов.
Проверки детских лагерей государственными органами следует дополнить общественным контролем, считает член координационного совета движения «В защиту детства» Сергей Пчелинцев. «Внутри частных лагерей может твориться все что угодно, в том числе нарушаться правила безопасности, несмотря на проверки госорганов. Поэтому для обследования обстановки в лагерях следует допустить родительские комитеты. Если детские лагеря будут проверяться родительскими комитетами, то контроль станет более жестким», — уверен Сергей Пчелинцев.
Федеральный закон о госзаказе следует менять в части организации детского отдыха, считает эксперт «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Александр Гезалов. Трагедия в Карелии оказалась возможна из-за допуска к организации отдыха сомнительных структур.
«Во-первых, уставный капитал организации, занимающейся отдыхом детей, должен быть таким, чтобы она была готова платить компенсации. Понятно, что из уставного капитала в 10 тыс. рублей организация никаких выплат сделать не сможет. Во-вторых, система тендеров сегодня предусматривает, что тот, кто дал меньшую цену, тот и молодец. Надо пересмотреть условия в сторону качества услуг. Должны быть рейтинги организаций. Если организация не попадает в этот рейтинг, то она не сможет участвовать в конкурсе. А рейтинг можно составлять по нескольким позициям, с учетом мнения Роспотребнадзора, Ростуризма, а также родителей детей, которые посещали эти лагеря», — сказал Александр Гезалов.
Компанию «Парк-отель «Сямозеро», выигравшую конкурс на организацию детского отдыха, следовало бы проверить на предмет нарушения антимонопольного законодательства, считает заместитель гендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов. По его информации, ООО «Парк-отель «Сямозеро» получало госконтракты от правительств Москвы, Карелии и Мурманска. «Парк-Отель «Сямозеро» конкурировало за госконтракты исключительно с компанией ООО «Карелия-Опен» и всегда выигрывало у нее. При этом ООО «Карелия-Опен» зарегистрирована в Петрозаводске, на улице Володарского, 24 — по тому же адресу, где зарегистрирована фирма с очень похожим названием: ООО «КарелияОпен». Последняя фирма управляется Еленой Решетовой, директором «Парк-Отель «Сямозеро». Эксперт не исключил, что на конкурсах «Парк-Отель «Сямозеро» конкурировало с «техническим соперником» и потому выигрывало.
«Сигнал о том, что в торгах участвуют компании, связанные друг с другом, говорит, что, скорей всего, на торгах изначально был сговор в части выявления победителей», — отметил Илья Шуманов.
Эксперт предположил, что отвечать за случившуюся трагедию должны не только руководители фирмы, но и чиновники, ответственные за заключение контрактов с ней.
Возможность «попила» госсредств, выделяемых на организацию детского отдыха, превратила эту сферу в выгодный бизнес. А он, как известно, требует снижения расходов и издержек. В том числе, расходов на безопасность. Тем более в нашей стране, где бизнес часто считается «рисковым делом». Но рисковать ушлые дельцы и повязанные с ними чиновники предпочитают не собой, а жизнями детей. Если же происходит несчастный случай, то роль «стрелочников» предоставляется «зиц-директорам» и каким-нибудь вожатым и инструкторам.
Трагедии, подобные произошедшей на Сямозере, будут продолжаться, пока дети не перестанут быть объектом наживы для ушлых взрослых.
Дмитрий Ремизов