Posted 10 июня 2016, 13:31
Published 10 июня 2016, 13:31
Modified 31 марта, 03:01
Updated 31 марта, 03:01
Законопроект, обязующий новостные агрегаторы фильтровать выдаваемую информацию, заручился в пятницу в Госдуме поддержкой депутатов в третьем, окончательном чтении. Правила, предусмотренные этим документом, начнут действовать с 1 января 2017 года. С этого дня государство фактически получит право зачищать Рунет от любой неугодной информации.
Закон касается таких интернет-гигантов, как «Яндекс», Mail.ru, Google, Rambler и других компаний, предлагающих сервис новостной агрегации. Сейчас, как известно, большая часть агрегаторов без разбору собирает новости на бесконечном интернет-пространстве (хотя для попадания в список интернет-ресурсы все же должны соответствовать некоторым условиям, одно из них — уникальный контент). Но что именно читать, пользователь до сих пор решал сам. Выбрать источник информации можно было из десятка, а то и сотни не только разных СМИ, но и незарегистрированных в Роскомнадзоре сайтов, а также зарубежных изданий, включая русскоязычные, расположенных за границей, но пишущих о России.
Принятый Госдумой закон, по сути, вводит между «роботом-агрегатором» и живым пользователем нового посредника в лице государства. Право фильтровать новости в Интернете и непосредственно влиять на информационный выбор пользователя получат различные органы власти и Роскомнадзор. Чиновникам этого ведомства поручается принимать жалобы, а затем требовать от новостных агрегаторов прекратить доступ к «общественно значимым сведениям», которые сочтут недостоверными.
Понятно, что никаких критериев «достоверности» распространяемой информации в законе нет, да и вряд ли они появятся. Напротив, из документа прямо следует, что определять степень достоверности будут не только суды, а и сами органы власти. Согласно закону, в случае обнаружения в выдаче новостного агрегатора «фактов фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, а также распространения новостной информации с нарушением законодательства РФ», ведомства смогут обращаться в Роскомнадзор с требованием «прекратить поток дезинформации».
К заявке ведомство должно приложить решение суда, а если его нет, достаточно будет издать собственное постановление. После чего Роскомнадзору понадобятся всего сутки для подготовки предписания агрегатору с требованием зачистить поисковик от информации — под угрозой штрафа в 1 млн рублей (в случае рецидива, штраф повысится уже до 3 млн рублей).
Волюнтаризм чиновников, по сути, на свое усмотрение определяющих достоверность новостей в интернете и перекрывающих к ним доступ, не единственная проблема этого закона. После его внесения в Госдуму в феврале этого года владельцев новостных агрегаторов охватила паника. Дело в том, что первоначальная версия законопроекта обязывала агрегаторы самостоятельно проверять достоверность распространяемой информации. Таким образом, депутаты намеревались по большому счету просто взять и приравнять автоматизированных сборщиков информации в Рунете к полноценным СМИ.
Владельцы некоторых новостных агрегаторов даже поспешили заявить о неминуемой приостановке своей работы после принятия нового закона. На их защиту поднялось министерство связи, которое не имело отношения к разработке этого проекта, зародившегося, как говорят, исключительно в недрах администрации президента.
При доработке проекта в Думе скандальная норма о проверке достоверности информации никуда не делась. Однако законодатели поправили документ так, что у агрегаторов фактически не осталось выбора. Им придется либо работать только с зарегистрированными в Роскомнадзоре СМИ и перепечатывать у них любую информацию без страха быть привлеченными к суду (при этом удалять ссылки на материалы по требованию чиновников), либо продолжать работать, как сейчас, то есть выдавать ссылки на все интернет-ресурсы, но в таком случае проверять информацию и отвечать за нее по всей строгости закона вместе с первоисточником.
Понятно, что новостные агрегаторы, во избежание проблем и ради сохранения бизнеса, выберут первый путь. «Владелец новостного агрегатора не несет ответственность за распространение им недостоверной новостной информации в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации», — говорится в доработанном тексте закона.
А что же интернет-пользователь, рыщущий по интернет-просторам в поисках альтернативы? Кто-то скажет, что даже через поисковик все равно читают в основном известные и крупные СМИ. Самые же любопытные найдут выход из информационного вакуума, правда, им придется самим поработать агрегатором и собственноручно составить нужный для мониторинга список незарегистрированных СМИ или интернет-ресурсов.
СМИ, не имеющие в России лицензии, кстати, уже заявили, что им новый закон не страшен. Мол, большого притока посетителей агрегатор все равно не давал. К тому же у них остается доступ к соцсетям, до которых власти всерьез пока не добрались.
Как ни крути, государство наращивает обороты в попытках взять под контроль любой, более-менее влиятельный источник информации с целью заставить его работать на своих условиях. Аудитория новостных агрегаторов действительно впечатляет и может превышать 25 млн посетителей в месяц — это в разы больше аудитории самых популярных СМИ.
Не исключено, что новый закон станет также инструментом «добивания» неугодных СМИ. «Есть неугодный власти сайт. Роскомнадзор оперативно выносит ему два предупреждения и лишает лицензии, а также блокирует. Но и то и другое сайту все равно, так как он продолжает появляться в выдаче, к примеру «Яндекс.Новостей». А теперь его и оттуда «выпилят», — привел пример в беседе с «Росбалтом» депутат Госдумы Дмитрий Гудков, который оказался единственным из парламентариев, выступившим против нового закона.
Примечательно и то, что агрегаторам запретили выдавать ссылки не только на явно запрещенную информацию (вроде оправдания терроризма). При доработке документа ко второму чтению депутаты также ввели запрет и на распространение агрегаторами материалов, пропагандирующих «культ насилия и жестокости».
Эта поправка осталась полностью незамеченной депутатами и экспертами. Между тем, действующее законодательство просто не содержит такого понятия, а значит, создается еще более широкое поле для чиновничьего произвола. Хотя еще весной прошлого года на Охотном ряду предпринимались попытки ввести наказание за пропаганду такого культа для СМИ. Однако в итоге депутаты отказались от этой затеи.
Елена Земскова