Posted 1 июня 2016, 15:00

Published 1 июня 2016, 15:00

Modified 31 марта, 03:08

Updated 31 марта, 03:08

Триста американских спартанцев против России

1 июня 2016, 15:00
Иван Преображенский
Что же именно сказал польский министр обороны о том, сможет ли один батальон НАТО остановить агрессию с Востока?

Глава Минобороны Польши Антоний Мацеревич, работающий в правительстве, сформированном партией «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, в преддверии намеченного на начало июля саммита Североатлантического альянса в Варшаве каждый день дает по несколько интервью. В них он говорит о перспективах развития отношения Польши и НАТО, а также о размещении иностранных войск на польской территории.

После встречи с генсеком Альянса Йенсом Столтенбергом глава польского министерства обороны заявил, что усиление присутствия НАТО в балтийском регионе проводится с целью создать единую систему, в которой объединились бы Польша и прибалтийские республики, «потенциально испытывающие угрозу российской агрессии». «Мы не можем допустить, чтобы Польшу и другие страны шантажировала сила, которая уже оккупирует значительную часть территории нашего соседа и союзника», - цитирует Мацеревича газета Rzeczpospolita.

Впрочем, российская пресса, обратила внимание не на это, а на другое заявление Мацеревича, касающееся потенциальной угрозы со стороны Москвы, которое, по доброй пропагандистской традиции, и извратила. Не приводя прямой цитаты, многие российские издания пишут, что глава Минобороны Польши в интервью англоязычному сайту Defense News якобы заявил, что одного батальона НАТО, размещенного в его стране, будет достаточно, чтобы сдержать потенциальное российское вторжение. При этом уточняется, что министр потом оговорился, что речь идет о том, чтобы сдерживать российскую армию достаточно продолжительное время, чтобы позволить НАТО организовать контрнаступление.

В данном случае речь шла не только о неверном переводе. Для начала стоит отметить, что никакого интервью Мацеревич изданию Defense News вообще не давал. Речь о новости, в которой дан английский перевод некоторых заявлений министра, сделанных им после встречи с генсеком НАТО. В частности, в тексте говорится, что глава польского Минобороны сообщил, что его страна хотела бы, чтоб на ее территории разместился батальон американских военных в рамках контингента НАТО. На большее, по словам Мацеревича, Польша на Варшавском саммите альянса 8-9 июля претендовать, вероятно, не будет. При этом издание отмечает, что речь явно идет о чем-то большем, чем стандартный батальон армии США, который может насчитывать от 300 до 800 человек.

Затем идет высказывание о противодействии внешней агрессии, которое российские СМИ и постарались выхватить из контекста, привязав к фразе про один батальон. Речь идет о признании Антония Мацеревича, что против войск (до 10 тыс. человек), которые Россия уже пообещала разместить на границах Польши и балтийских стран в ответ на переброску туда войск НАТО, указанных сил будет явно недостаточно. Однако задачей армии страны, подвергшейся агрессии, которую и поддержит американский батальон, будет, в случае военного конфликта, сдерживание иностранного вторжения на период, достаточный для того, чтобы НАТО смогло подготовить и провести ответную военную операцию.

Таким образом, ни о каком «одном батальоне», которого якобы хватит, чтобы «сдержать потенциальное российское вторжение», Антоний Мацеревич не говорил. Хоть глава Минобороны Польши и известен своими радикальными и часто экстравагантными высказываниями, даже он явно не мог сказать ту глупость, которую ему поторопились приписать российские СМИ. Тем более, что в новости того же Defense News отдельно дана цитата генсека НАТО Йенса Столтенберга, который четко заявляет о том, что речь идет не о военном давлении на Россию, а о ясном символическом сигнале ей, что Альянс, в случае чего, не оставит в беде своих союзников на Балтике.

В то же время заявления Мацеревича уже совсем по другому поводу подверглись критике со стороны польской оппозиции. В частности, его предшественник на посту министра обороны Томаш Семоняк отмечает, что Мацеревич ведет себя так, будто «мир родился после того, как он вступил в должность». На самом же деле, все соглашения с НАТО и США начали готовиться после 2014 года, с началом российско-украинского конфликта.

Что же касается заявлений Мацеревича о некоем «батальоне плюс», который получит Польша от Североатлантического Альянса, то это тоже не соответствует действительности. «Это батальон, готовый войне», - цитирует бывшего министра Rzeczpospolita. Иначе говоря, то, что в России военные называют «воинской частью постоянной боевой готовности». Из слов Семоняка следует, что численность этого подразделения может составить до 1000 человек, и это ровно столько же, сколько получит каждая из трех прибалтийских республик: Латвия, Литва и Эстония.

В чем Семоняк согласен с Мацеревичем и Столтенбергом, так это в том, что речь идет именно о символическом решении, а не значительном увеличении присутствия НАТО в балтийском регионе. «Трудно себе представить, чтобы боевая группа в 1000 человек составила какую-то серьезную силу», - цитирует его польская газета Rzeczpospolita.

Так что, хоть это, наверное, и огорчит штатных пропагандистов, речь явно не идет о появлении трех сотен американских «спартанцев», которые готовы, в случае начала вторжения, ценой своих жизней сдерживать на польских границах десятитысячную российскую армию до тех пор, пока НАТО не начнет контрнаступление.

Зато рост таких вот явно провокационных публикаций наверняка делает потенциальный конфликт с НАТО хоть чуточку, но ближе, о чем стоит задуматься тем журналистам, которые не могут или не хотят правильно перевести с английского совсем небольшой текст. Не говоря уже о том, чтобы проверить информацию по польским изданиям.

Иван Преображенский

Подпишитесь