Posted 20 мая 2016, 16:08
Published 20 мая 2016, 16:08
Modified 31 марта, 03:16
Updated 31 марта, 03:16
Партия «Единая Россия» проводит предварительное голосование среди своих сторонников – праймериз. Избирательная кампания проходит с явными нарушениями. С разных концов страны приходят сообщения о принуждении к участию работников предприятий и учреждений.
В Нижнем Тагиле, который «накрыла» кампания праймериз, многие избиратели думают, что уже начались выборы в Госдуму. Как рассказал корреспонденту «Росбалта» местный общественный деятель Илья Коровин, люди зачастую не видят разницы между праймериз и выборами. «В Нижнем Тагиле очень много рекламы с логотипами „ЕР“. Наши местные журналисты провели опрос среди жителей — знают ли они, что такое праймериз. Я тоже решил поспрашивать, и оказалось, что большинство людей не понимает, и все даже думают, что это уже какие-то выборы происходят в Госдуму», — заметил Илья Коровин.
Людей, не знающих, что такое праймериз, просто принуждают к участию в процедуре. «Знаю, что бюджетники, госслужащие и работники предприятий — „Уралвагонзавода“ (УВЗ), НТМК — должны чуть ли не поголовно прийти на праймериз. Есть информация, что учителя и работники детсадов должны обеспечить явку чуть ли не в сто процентов, иначе с начальника будет какой-то спрос. В школе моего сына висит объявление о том, что состоится праймериз „ЕР“, и указано, на каком участке. Знакомая сотрудница УВЗ, работающая на формировании списков, рассказала мне, что работникам выдавали брошюры и намекали, за кого надо голосовать — ведь директор с УВЗ тоже идет на праймериз в депутаты», — сообщил Коровин.
В Волгоградской области фиксируются случаи, когда работников не просто принуждают участвовать в праймериз «ЕР», но и рекомендуют голосовать за конкретного кандидата, рассказал лидер «Общественной независимой инспекции» Алексей Ульянов. «Бюджетников поголовно понуждают идти голосовать: чтобы явка была стопроцентной. Помимо явки требуют обеспечить голосование за определенного кандидата. В сельских районах области вообще полная вакханалия. Ведь на селе работать негде, и бюджетные места на вес золота – ими дорожат и делают все, что им скажут «сверху», — уточнил Ульянов.
Общественник заметил, что Волгоградская область обклеена плакатами в поддержку определенных кандидатов, а плакаты неугодных либо не расклеиваются, либо сразу срываются. «Президент сказал, что выборы должны пройти честно. Но у нас не хотят проводить честно, потому что понимают, что тогда ситуация с явкой может быть провальной», — пояснил общественный деятель.
В ряде районов Татарстана местные чиновники либо указывают жителям сел, за кого следует проголосовать, либо даже просто собирают паспортные данные, чтобы использовать их при голосовании. Об этом рассказала общественная активистка, председатель ТОС «Октябрьский» Гульнара Гилязова. «Наша инициативная группа проехала по деревням, и нам рассказывали, что местные власти собирали паспортные данные, составляли списки. Были также многочисленные звонки от жителей, которые сообщали, что чиновники предлагали избирателям предоставить свои паспортные данные, но на участки не ходить. По имеющейся у нас анонимной информации, — рассказавший эту историю человек просил не называть его имени — после майских праздников руководители Зеленодольского района собрали глав поселений и дали установку на осуществление такого давления. На заводе имени Серго рассказывали, что работникам была дана команда голосовать, вплоть до угрозы увольнения», — сообщила Гилязова.
Общественница подчеркнула, что по данным фактам были направлены обращения секретарю генсовета «Единой России» Сергею Неверову, председателю Центризбиркома Элле Памфиловой, президенту РФ Владимиру Путину. Ответов пока еще не поступило. Также активисты звонили в аппарат президента республики Татарстан, но там ответили, что выборами не занимаются. «Но мы сказали, что наша жалоба не относительно выборов, а мы просим защитить наши права. Если в республике Татарстан есть президент, то он должен защитить наши права. Мы сталкиваемся с фактами, что наше право проголосовать уже украдено, и наши голоса будут аннулированы», — заметила Гульнара Гилязова.
Образовательные учреждения и предприятия ЖКХ лидируют по количеству сообщений о принуждении работников к голосованию на праймериз «Единой России», рассказал член совета движения в защиту прав избирателей «Голос», кандидат юридических наук Андрей Бузин. Эксперт констатировал, что жалобы, идущие из разных регионов, не показывают реальной географии нарушений законодательства. Наибольшее количество нарушений может быть в тех регионах, откуда приходит наименьшее количество сигналов.
«Как правило, большое количество сообщений поступает из регионов, где достаточно активное население. Например, была такая информация из Калининградской области. Но Калининградская область — более демократический регион на фоне других. Поступали сообщения из Пермского края о том, что там в образовательных учреждениях идет агитация и предлагают голосовать за кандидатуры. Но мы знаем, что в Пермском крае ситуация даже лучше, чем, например, в соседних Татарии или Башкирии», — заметил эксперт.
Юрист подчеркнул, что подобные принуждения к голосованию являются грубейшим нарушением законов и прав граждан. «Это, в первую очередь, нарушение Конституции, которая гарантирует разнообразие идеологий и мнений и свободу совести. Но ссылаться на Конституцию у нас как-то не принято. Поэтому я бы посоветовал работникам в таких случаях ссылаться на Трудовой кодекс, в котором говорится о недопущении какого-либо принуждения по политическим мотивам. А если это происходит в бюджетной организации, то это еще и неправомерное использование бюджетных средств и ресурсов при проведении избирательной кампании», — сказал Андрей Бузин.
За последние годы сложилась и укрепилась порочная практика, когда власти рассматривают бюджетников в качестве своих послушных прислужников, полагает сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. Как заявил профсоюзный лидер, поэтому он не удивляется появлению в СМИ и соцсетях информации, что в регионах педагогов принуждают участвовать в праймериз «ЕР».
«Сложилась печальная практика, когда власть воспринимает бюджетников, в том числе учителей, в качестве некоего безотказного резерва пассивной поддержки. То есть, если не хватает явки, то можно мобилизовать бюджетников — врачей, учителей, тех, кто зависим по своему служебному положению. Это печальная тенденция. Не думаю, что на то есть команда с федерального уровня. Скорее, местные бюрократы перестраховываются, чтобы с них не спросили: почему у вас явка маленькая на праймериз, либо партия власти мало голосов получила», — рассказал Андрей Демидов.
Профактивист констатировал, что в большинстве случаев работники образования не рискуют выказывать протест, опасаясь трений с начальством. «Мы всегда в таких случаях даем совет: следовать закону. Никто не может принуждать к голосованию. Голосование — это право, а не обязанность, не важно — праймериз или обычные выборы. Мы всегда обращаемся к педагогам с призывом ни в коем случае не поддаваться на шантаж и угрозы, тем более, если говорить о каких-то нарушениях закона, о каких-то фальсификациях в избиркомах. Если вы, педагоги, испытываете или опасаетесь давления, то обратитесь в наш профсоюз; мы будем оказывать вам правовую и иную поддержку, в том числе предадим такие инциденты гласности в СМИ, — говорит наш профсоюз», — заключил Андрей Демидов.
В одном из детсадов Перми в сторонники «ЕР» завербовали даже дошколят. Как сообщил портал "В Курсе", инцидент произошел в детском саду №268. Люди в костюмах Свинки Пеппы, Фиксика, черепашки-ниндзя Леонардо и Петра I агитировали за членов "Единой России". Они внушали дошколятам, что участники праймериз "Единой России" Николай Демкин и Михаил Черепанов - "волшебники", и заставляли детей заучивать имена кандидатов. Видимо, так – через детей – единороссы решили воздействовать на их родителей.
Можно констатировать, что процедура праймериз, которая должна была показать развитие демократии и связь партии власти со своими сторонниками, выродилась в еще одну форму произвола и беззакония.
Дмитрий Ремизов