Posted 20 мая 2016, 13:01
Published 20 мая 2016, 13:01
Modified 31 марта, 03:16
Updated 31 марта, 03:16
Для разрешения конфликтных ситуаций на столичных кладбищах необходимо создать специальный общественный совет, куда войдут представители различных ветвей власти, журналисты и правозащитники. Такое решение было принято комиссией по безопасности Общественной палаты РФ в ходе заседания, посвященного инциденту на Хованском кладбище. При этом, по словам обсудивших проблему экспертов, для окончательного искоренения проблемы без изменений в законодательстве не обойтись.
После массового побоища на Хованском кладбище Москвы за игроками рынка ритуальных услуг на первых порах будет следить специально созданная рабочая группа столичного департамента торговли и услуг и Общественной палаты (ОП) России. Глава комиссии ОП по безопасности Антон Цветков пообещал сделать проверочную деятельность «максимально открытой и прозрачной».
По убеждению правоохранителей, отчитавшихся на заседании о криминогенной обстановке в среде этнических групп, ситуация в Новой Москве ничем не выделялась вплоть до субботы, 14 мая. Замначальника ГУВД Москвы Геннадий Голиков привел статистику по нарушениям миграционного законодательства, согласно которой за четыре месяца 2016 года в столице было возбуждено 651 уголовное дело, а выдворено за пределы России – почти 8 тыс. человек. В дежурные части, примыкающие к Хованскому кладбищу, отметил полковник, за это время было доставлено свыше пяти с половиной тысяч мигрантов. «То есть - работа проводилась достаточно-таки значительная», – резюмировал он.
Затем представитель столичной полиции пересказал субботние события глазами правоохранителей. Первое сообщение от сотрудников ЧОПа о том, что на площади перед входом на кладбище скопились агрессивно настроенные люди среднеазиатской и кавказской внешности, поступило дежурному в 11:00. На вызов спустя 11 минут прибыли четыре экипажа патрульной службы. Не найдя заявителя, полицейские, осмотрев кладбище, пришли к выводу, что «все спокойно», о чем и сообщили начальству. «Территория Хованского кладбища большая, одна из самых крупных в Европе, разделена на три кладбища, поэтому сразу определить, что, где, чего и как сложно, – объяснил Геннадий Голиков. – Тем более, что ежедневно на этом кладбище очень много представителей различных диаспор, национальностей, поэтому сказать, что человек, относящийся к той или иной нации, нарушает общественный порядок, также нельзя».
В результате крупный конфликт между вооруженными группами людей стал для полицейских неожиданностью. Через 20 минут на место подоспел ОМОН, и уже в 13:05 начались первые задержания. Еще через 15 минут проблема была локализована.
Подоплека инцидента, как оперативно установили сыщики, кроется в разборке на фоне «неурегулированных экономических процессов». Однако предотвратить схватку правоохранители были не в силах, поскольку беда пришла, откуда не ждали, отметил замначальника управления уголовного розыска ГУ МВД по Москве Михаил Гусаков: «Конечно, мы обращаем первоочередное внимание на объекты, которые на протяжении какого-то времени нас беспокоят: кафе, рестораны, бары, места скопления нелегальных таксистов, рынки, – поэтому основные усилия были направлены на борьбу с этими объектами. Что касается данного преступления, то какой-либо информации о каких-либо негативных процессах на кладбище не поступало».
Представитель Следственного комитета Владимир Ермошкин словами коллеги был поражен: «Неужели той же агентуре, тем же сотрудникам полиции не было известно о происходящих на кладбище событиях? Слухи - слухами, но чтобы ни с того ни с сего такое количество людей вооруженных резко взяли и сошлись стенка на стенку... Это все зрело достаточно долго». По мнению Ермошкина, отчасти вина в случившемся лежит и на местных участковых.
«Здесь не сработал определенный комплекс вещей, и, наверное, ни для кого не секрет, что директору кладбища нужно было пораньше сообщить об этом», – поддержал спикера Антон Цветков, на что сотрудник СК отозвался репликой о намерении следователей проверить все звонки с кладбища в полицию за последние пару лет.
Однако глава общественного движения Таджикские трудовые мигранты Каромат Шарипов заверил собеседников, что сотрудники кладбища, начиная с 2011 года, неоднократно обращались к правозащитникам и полицейским. «Люди звонили, просили помощь, знали, что произойдет!», – настаивал он. По словам Шарипова, еще тогда он располагал информацией о некоей «преступной группе», которая орудовала на кладбище в Новой Москве. «События на Хованском кладбище – это приговор всей миграционной политике, которая учитывает интересы государства, чиновника, работодателя, мародера, но полностью игнорирует интересы простых трудовых мигрантов!» – считает правозащитник.
При этом неосведомленность полиции о готовящихся событиях объясняется неверно расставленными приоритетами, заявил член совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Андрей Бабушкин. С его точки зрения, дезориентирует полицию Мосгорсуд. «Вот иностранец легально находится в Москве, у него все документы есть, он вышел в магазин без паспорта – через 10 минут его жена принесла паспорт, а его уже увезли в суд, и судья утверждает полицейским: слушайте нас, мы считаем их нелегалами. Если бы полиция не отвлекалась на ненужную работу, она смогла бы работать более эффективно», - полагает Бабушкин.
Правозащитник также выступил за передачу кладбищ под управление департамента культуры столицы, отметив, что «кладбища – это памятники истории и культуры».
«На сегодняшний день совершенно понятно, что слабое административное регулирование в сфере похоронного дела позволяет происходить тем вещам, которые есть», – заявил член ОП Артем Кирьянов. С его точки зрения, отмененное в 2003 году лицензирование похоронной деятельности необходимо вернуть, подняв обязанности по надзору за похоронной отраслью на ступень выше – на уровень региональных властей.
Помочь исправить ситуацию может законопроект о регулировании деятельности похоронной отрасли, подготовленный Министерством строительства и ЖКХ. Впрочем, по словам участников собрания, документ находится в ведомстве уже несколько лет, поэтому когда он появится на свет, – неизвестно.
Проблема трудовых мигрантов характерна для всех 136 кладбищ, расположенных на территории Москвы и области, констатировал замглавы департамента торговли и услуг Алексей Старцев. С его точки зрения, вытеснить оттуда криминал помогут полицейские рейды и проверки. Чиновник связывает события на Хованском кладбище с сокращением теневого рынка, когда за меньшие дивиденды между криминальными группами разворачивается более ожесточенная борьба. По его данным, похоронный рынок Москвы оценивается в 10-11 млрд рублей. За последние два года ГБУ «Ритуал», управляющий всеми столичными кладбищами и крематориями, вернул в бюджет порядка трех млрд.
«Что происходит с этим рынком? Он «схлопывается». Но людей меньше на нем не становится. Поэтому начинаются криминальные разборки, более наглое поведение игроков. Начинается чуть ли не сетевой маркетинг, когда ходят по квартирам, впрок предлагая услуги жителям. Мы пытаемся бороться, но руки у нас связаны, до выхода закона это делать очень сложно», – заключил Старцев.
Денис Гольдман