Posted 13 мая 2016, 15:21

Published 13 мая 2016, 15:21

Modified 31 марта, 03:21

Updated 31 марта, 03:21

Яровая отвергла «псевдогуманный» подход

13 мая 2016, 15:21
Под предлогом борьбы с террористами Госдума вводит тотальный контроль над опасными для власти гражданами.

Так называемый «антитеррористический пакет» законопроектов прошел в пятницу первое чтение в Госдуме при поддержке только двух думских фракций — «Единой России» и «Справедливой России».

Политически активная часть общества рассчитывала, что перед выборами депутаты на время откажутся от любимого занятия по «закручиванию гаек». Но граждане, как всегда, ошиблись, не зная, что авторы этих законопроектов — глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров действуют не одни, а в сотрудничестве с силовыми структурами, а также с администрацией президента.

Самая Яровая, представляя проекты депутатам, заявила, что речь идет о дополнительных механизмах противодействия террористическим и экстремистским преступлениям. Правда, из ее слов так и осталось не до конца ясным, зачем они нужны, если в 2015 году в стране было возбуждено всего три уголовных дела против террористов.

Среди «антитеррористических» новшеств стоит отметить введение уголовной ответственности за «акт международного терроризма» и его финансирование, а также за «несообщение о готовящемся теракте»; снижение возрастной планки для привлечения к наказанию за террористические преступления до 14 лет; ограничение на выезд за рубеж для граждан с неснятой и непогашенной судимостью за преступления «экстремистской направленности», отзыв российского гражданства и т. д.

Эти нормы не понравились многим депутатам, которые, как ни старались, не сумели разглядеть, как они помогут эффективно бороться с террористами. Особенно бушевал либерал-демократ Сергей Иванов, который с ходу назвал предложенные поправки законодательным браком. «Госдума зря получает зарплату — это самый настоящий брак», — сказал Иванов. Он убежден, что новые ужесточения не имеют никакого отношения к борьбе с терроризмом. «Можно подумать, террористы новый закон прочитают и перестанут совершать теракты. И особенно их испугает норма о лишении гражданства. В этом случае у террориста останется два варианта — разбиться башкой об стену или поехать в страну второго гражданства и отбывать там срок», — язвил народный избранник.

Дело в том, что новый закон разрешает отзывать гражданство РФ у террористов и экстремистов только в том случае, если у них помимо российского паспорта есть другой или как минимум «гарантии его приобретения». Так что вряд ли эта мера испугает злоумышленника, рожденного в России, которого не могут лишить гражданства ни при каких обстоятельствах.

Коммунист Юрий Синельщиков предположил, что гораздо страшнее для террористов будет отмена моратория на смертную казнь и конфискация имущества, на чем уже долгое время настаивает КПРФ. В предложенном же виде законы принимать нельзя, заявил депутат.

Особенно его поразила норма, разрешающая привлекать к наказанию за терроризм (и не только, а также, например, за участие в массовых беспорядках) подростков с 14 лет. «В СССР можно было привлекать лиц с 14 лет только по десяти составам преступлений, в настоящее время — по 22 составам, а теперь предлагается расширить до 32», — возмутился Синельников, работавший до избрания в Госдуму в органах прокуратуры.

Ранее против снижения возрастной планки для привлечения к ответственности по террористическим статьям резко выступил и Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Однако Яровая назвала такой подход «псевдогуманным» и рассказала депутатам, что, например, в отдельных штатах США загреметь в тюрьму вплоть до пожизненного лишения свободы можно по всем составам преступлений, начиная уже с 10 лет. В данном же случае речь идет о якобы «детях», которые состоят в террористических сообществах и проходят обучение в лагерях боевиков, заметила Яровая.

Между тем, коммунисты настаивали на том, что законопроекты содержат много перекосов, главный из которых в том, что наказывать за пособничество терроризму предлагается строже, чем за сам теракт. Будут строже судить и за теракт за пределами России, чем на территории страны.

Однако депутаты почти ни словом не упомянули о том, что очередные драконовские меры предстоит испытать на себе не только террористам, которые убивают невинных людей и взрывают жизненно важные объекты, но и так называемым экстремистам. В их числе у нас в последнее время оказывается все больше людей, поделившихся в соцсети какой-нибудь публикацией с критикой в адрес власти или «социальной группы», вроде полицейских или чиновников.

И если до сих пор суды могли наказать таких «экстремистов» штрафом или отправить на принудительные работы, то теперь у них останется только одна дорога — в тюрьму. Причем по некоторым статьям здесь срок может доходить до 10 лет.

Депутаты сделали вид, что не заметили, как в Уголовном кодексе появились нормы о безальтернативном наказании за экстремизм, понятие которого в российском законодательстве до сих пор четко не определено. Мало того, сажать в тюрьму теперь также станут за содействие экстремистской деятельности, то есть за «склонение», «вербовку» или «иное вовлечение» лица в совершение хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности.

А наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение такого преступления станет основанием для того, чтобы гражданина РФ не выпускали за пределы страны.

«Вы просто хотите всех тотально контролировать и грубо нарушаете Конституцию», — заявил, оценивая эти намерения, депутат Госдумы Дмитрий Гудков.

Помимо прочего, новые законы обязуют операторов связи хранить до трех лет информацию о звонках, сообщениях и т. д. своих клиентов и обеспечивать к ним доступ правоохранителей. То же самое касается интернет-переписки. Гудков по этому поводу заявил, что на создание и хранение такой базы бизнесу придется выложить как минимум 1,5 трлн рублей. Между тем, закон не предусматривает помощи государства, так что надо полагать, что бизнес переложит нагрузку на граждан, которым придется дороже платить за связь и интернет.

В ответ на это Яровая заявила, что система тотальной слежки существует в США. «А в России этого нет, у нас ценят и уважают права человека», — сказала она.

Тем не менее, в думском комитете по безопасности говорят, что готовы подумать над этой нормой ко второму чтению, с учетом того, что ее целесообразности уже усомнились в правительстве РФ.

Остальные же нормы законопроектов, как ожидается, не претерпят существенных изменений при их доработке ко второму чтению.

Елена Земскова

Подпишитесь