Posted 27 апреля 2016, 16:01
Published 27 апреля 2016, 16:01
Modified 31 марта, 03:30
Updated 31 марта, 03:30
В ряде городов и целых регионах — в Сургуте, Тамбове, Калуге, Севастополе, Крыму — местные власти решили не проводить официальные демонстрации, объясняя это совпадением Первомая с Пасхой. В некоторых случаях это решение обставлено как «пожелание профсоюзов»: так, в частности, написано на официальном портале администрации Сургута. В других, например, в Крыму, глава республики Сергей Аксенов самолично подтвердил, что инициатива исходит от региональных властей.
Ретивость чиновников в желании быть «святее папы римского» выглядит тем курьезнее, что руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков отмежевался от этого решения светских властей, заявив, что празднование Первомая не мешает Пасхе.
Совпадение Первомая с Пасхой стало лишь предлогом для отмены демонстрации в Сургуте и в других городах, считает секретарь окружного комитета партии «Коммунисты России» в Ханты-Мансийском автономном округе Вадим Абдуррахманов. Как заявил политик корреспонденту «Росбалта», власти боятся перерастания демонстраций в акции протеста.
«Власти боятся, потому что знают, какая в стране экономическая и политическая ситуация. Людей сокращают с работы, зарплаты задерживают, цены поднялись. На советский праздник 1 мая зазвучат лозунги протеста, и чиновники боятся этих лозунгов, боятся требований народа. Если Пасха выпадет на 9 мая, то и День Победы отменят», — сказал Вадим Абдуррахманов.
Отмена официально-«профсоюзных» шествий может привести к тому, что их завсегдатаи пойдут не на богослужения, как думают чиновники, а пополнят ряды оппозиционных манифестаций. Благо, парламентская и непарламентская оппозиция решила не отказывать себе в праве пройтись по мостовым.
Решение властей Севастополя отказаться от «официальной» демонстрации на 1 Мая не отразится на праздничной атмосфере в городе, считает 1-й секретарь горкома КПРФ Василий Пархоменко. Четыре партии подали заявки и будут проводить свои демонстрации в Севастополе.
«Единственное, что изменится на этот Первомай — то, что горадминистрация теперь своей силой и волей не будет выгонять трудовые коллективы на шествие. Известно, что в предыдущие праздники была „обязаловка“ для коллективов: привести определенное количество людей. Теперь эти люди, наверно, будут заниматься своими делами. Но те, кто выходил на Первомай по политическим причинам или из желания высказать свое отношение к экономической ситуации, обязательно выйдут. Тем более что соответствующие службы РПЦ, насколько я знаю, заявили, что празднование 1 Мая не противоречит православным канонам, и кто хочет, может идти на демонстрацию или уехать на природу», — заметил Василий Пархоменко.
Утверждение властей ряда городов и регионов о «несовместимости» пасхальных празднований и первомайских шествий является надуманным, полагает представитель тюменского отделения Союза воинствующих безбожников Андрей Кораблев.
«Первомайские мероприятия проходят недолго, а пасхальные — весь день. Например, в Тюмени демонстрации идут примерно в течение получаса — они доходят до площади, и там проходит митинг. Верующим ничто не мешает сходить в церковь в течение остального дня. Аналогична ситуация и в других городах», — рассказал Андрей Кораблев.
Атеист предположил, что власти не случайно отдают приоритет Пасхе, а не Первомаю. «Почему вообще возможна такая постановка вопроса? Почему говорят, что демонстрации помешают пасхальным богослужениям, а не наоборот? Ведь еще 25-30 лет назад этот вопрос ставился бы по-иному, а вернее, вообще не ставился. А все потому, что Первомай властям — как кость в горле, потому что в этот день люди труда выходят на протесты. Власти пытались приспособить этот праздник под свои нужды, как это, к сожалению, они сделали с 9 Мая, но не смогли. Поэтому они будут его выдавливать из медийного поля, из общественного сознания, маргинализировать», — считает Кораблев.
Активист подчеркнул, что не верит в непричастность церкви к отменам демонстрационного празднования 1 Мая в ряде регионов. «Церкви надо отрабатывать имидж „христианского всепрощения“. Поэтому мы видим, например, в случаях дел об „оскорблении чувств верующих“, как церковь абстрагируется, предпочитает действовать руками так называемых православных активистов, чтобы потом „откреститься“ от их действий», — отметил Андрей Кораблев.
Некоторые препоны в праздновании Первомая возникли и для непарламентских партий. Комитет по правопорядку и законности Петербурга отказал всем либеральным движениям в проведении шествия по центру города. «Яблоку» предложено провести шествие и митинг в Полюстровском парке, а коалиции «Демократический Петербург», ПАРНАСу, Партии прогресса, «Демвыбору» и другим — в Новоселках.
В Набережных Челнах, где действует крупная организация партии «Коммунисты России», будет ограничено транспортное движение по проспекту Мира. В результате горожане не смогут приехать к месту проведения митинга партии в Парке Победы.
В сложном положении оказались и организаторы Монстрации — шествия под абсурдными лозунгами в Новосибирске. Совпадение даты шествия с Пасхой еще более усилило нелюбовь новосибирских православных активистов и властей к этому мероприятию. При этом в столице Сибири возникла «альтернатива» Монстрации. О намерении провести свое «абсурдное» шествие — «Всешествие» — заявили бюджетные молодежные организации города. В соцсетях сообщают, что, в отличие от Монстрации, участников «Всешествия» будут подвозить на автобусах. При этом согласование проведения оригинальной Монстрации еще находится под вопросом. «Не могу пока окончательно сказать, что мы договорились. Но я практически уверен, что в пятницу будет сформировано решение о легальном маршруте. Со стороны власти и с моей стороны есть желание найти компромисс», — выразил надежду организатор Артем Лоскутов.
Действия властей регионов, отменивших первомайские шествия, выглядят нелепо и курьезно, считает руководитель Центра социального анализа ИГСО Анна Очкина. «Вообще подход очень странный. Как профсоюзную демонстрацию может отменить какая-то власть — федеральная или региональная? Люди выходят для того, чтобы показать солидарность наемных работников, готовность собраться и высказаться. Как можно это отменить „сверху“? Нет, конечно, у нас можно, но хотя бы это сделали как-то деликатнее, а не так откровенно. Демонстрации отменили, а социальное недовольство ведь все равно не отменят», — констатировала Анна Очкина.
Социолог предположила, что люди, приходящие на профсоюзные митинги и идущие на церковные богослужения — это разные социальные группы. Поэтому одно не стоило отменять ради другого. «На митинги, которые 1 мая проводила ФНПР, всегда выходило больше людей, чем есть у нас в стране, по выражению социологов, истинных православных. В стране 70-80% людей называют себя православными. Но людей, которые исполняют обряды, по разным оценкам, от 10 до 25%», — заметила Анна Очкина.
Возможно, власти и в самом деле думают, что демонстрации помешают гражданам посещать пасхальные богослужения. Они, правда, полагают, что народ воцерковлен, а люди, добровольно-принудительно идущие на их «официальные» мероприятия, ходят и на богослужения, и одно может помешать другому. Это еще раз показывает, что власть не знает народа, которым пытается управлять.
Дмитрий Ремизов