Posted 28 марта 2016, 20:28
Published 28 марта 2016, 20:28
Modified 31 марта, 03:51
Updated 31 марта, 03:51
«Итак, у России два лица. Одно — ужасное, нечеловеческое и преступное, которое проявилось в Катыни, Медном и Харькове, а сегодня заново проявляется в Чечне. И есть второе, которое мы видим в героическом признании лжи собственного прошлого и очищении своего народа от совершенных преступлений. Можно двояко рассматривать россиян: как виновников Катыни или как товарищей в беде и жертв той же самой нечеловеческой системы. Ведь останки убитых по приказу Сталина русских перемешаны или соседствуют с могилами поляков».
Строки, приведенные выше, взяты из предисловия к книге «Восточные размышления» польского общественного деятеля, писателя и журналиста Яна Новака-Езераньского. Издание (6 глав, 128 страниц) состоит из авторских колонок Новака в различных газетах и его же интервью. Легендарный «курьер из Варшавы», много лет возглавлявший польскую секцию радиостанции «Свободная Европа», критикует Россию за «кровожадную войну в Чечне», за стремление «восстановить советскую империю» и отсутствие экономических реформ, а Путина — за открытие мемориальной доски в честь Юрия Андропова.
Достается и Белоруссии с ее «деспотичным президентом», который, дескать, подавляет демократическую оппозицию. Украине уделяется всего 10 страниц, слов «Майдан» и аббревиатур «ДНР» и «ЛНР» там не найти — Новак скончался в 2005 году в возрасте 92-х лет.
«Восточные размышления» были напечатаны в Петербурге по заказу издательства «Когита». Презентация книги состоялась в начале 2016 года, но массовый читатель ее так и не увидел. Вечером 11 февраля в здание типографии «Береста» на улице Коли Томчака пришли сотрудники полиции.
Как говорят в «Когите», в офис нагрянули десять человек в форме. «Весь готовый тираж сборника, а это 530 экземпляров, был изъят. В полиции сказали, что это связано в проверкой текстов на экстремизм. Хотя сама книга не включена в какой-либо список экстремистской литературы», — рассказала «Росбалту» гендиректор издательского дома «Когита» Татьяна Косинова.
«Операция», по ее словам, выглядела странно: полицейские никого не допрашивали, тираж изъяли на время проведения экспертизы, но за прошедший месяц о ее результатах так и не сообщили. Судьба книг также остается неизвестной.
Издательский дом посчитал действия полиции незаконными и обжаловал их в суде. «Мы ознакомились с текстами, вошедшими в сборник, и не обнаружили в них признаков экстремизма. Кроме того, мы считаем, что для проведения проверки достаточно одного или нескольких экземпляров печатной продукции, изъятие же всего тиража неправомерно», — заявил адвокат Иван Павлов, представляющий интересы «Когиты».
Первое же заседание в Московском районном суде принесло неожиданную новость: оказывается, материалы по факту изъятия тиража из полиции были переданы в главное следственное управление СК по Петербургу. Но ни представителям издательства, ни руководству типографии об этом не сообщили. Их тревогу можно понять — еще не забылась история вокруг директора Библиотеки украинской литературы Натальи Шариной, помещенной под домашний арест по обвинению в экстремизме. Основанием для возбуждения уголовного дела по статье 282 УК РФ стало распространение среди посетителей библиотеки книг украинского националиста Дмитрия Корчинского, которые были признаны судом экстремистскими. Но в случае с петербургским «книжным делом» ситуация иная — и сайт Минюста, где есть полный список запрещенных материалов, это подтверждает.
В понедельник же стала известна подоплека этой истории. Оказывается, сотрудники полиции пришли в типографию на основании звонка некой местной жительницы. Якобы, от подруги она узнала, что в Петербурге готовится к выходу книга Новака-Езёраньского. Разговор происходил 10 февраля. На следующий день бдительная женщина обратилась в полицию. И уже несколько часов спустя в типографии начался обыск. Адвокаты, представляющие интересы издательского дома, предположили, что в реальности данной гражданки может вовсе не существовать.
«Мне известны такие случаи, когда понятно, что заявление было поддельным и составлено самими правоохранителями. Но доказать это сложно, потому что суд носит обвинительный уклон. Чтобы доказать подделку, надо проводить экспертизы, истребовать данные заявителя. Но адвокатам это сделать очень сложно, поскольку все оригиналы находятся в полиции», — отметил адвокат Евгений Смирнов.
«Росбалт» нашел человека, в существовании которого появились сомнения. Звонок в полицию 11 февраля сделала Светлана Семикова, которая на сегодняшний день возглавляет общественную организацию «Русский путь». Движение появилось летом 2014 года. Идеи и цели не уникальны: «сплочение русских людей, консолидация их национального самосознания», а также «пропаганда русских духовных ценностей, русского видения истории и текущих событий». Правда, летом 2015 года Министерство юстиции отказалось зарегистрировать «Русский путь». «Пропаганда русских духовных ценностей» не помогла.
Участники движения разразились гневными постами в «Живом журнале»: «Получаем наличие в стенах этого уважаемого министерства вполне сознательно действующей „пятой колонны“, целенаправленно играющей вместе с Западом, доморощенными „майданщиками“ и псевдорусскими националистами на один и тот же результат: дестабилизацию, свержение Путина и развал России руками русских. Что же касается нас, движения „Русский путь“, то, с регистрацией или без оной, мы пойдем дальше — делать дело, которое считаем правильным и необходимым для нашей Родины».
Сторонники организации активны — только за декабрь 2015 года они провели в Петербурге по меньшей мере пять пикетов. В феврале, к слову, стояли с плакатами и у офиса «Росбалта», где проходила пресс-конференция Михаила Касьянова. Практически обо всех акциях сообщают на своем сайте. Правда, об истории с польскими книгами «Русский путь» по какой-то причине не рассказал.
Решив восстановить справедливость, корреспондент «Росбалта» позвонил самой Светлане Семиковой. Та звонку не удивилась.
«Я патриот своей Родины, поэтому и сообщила в полицию. Я прочитала эту книгу в Интернете и увидела, что там есть слова, которые порочат мою страну», — сказала Семикова.
На уточняющий вопрос: «Пойдете ли в суд на заседание по книжному делу?» женщина ответила: «Да, обязательно».
Илья Давлятчин