Posted 18 марта 2016, 17:00

Published 18 марта 2016, 17:00

Modified 31 марта, 03:58

Updated 31 марта, 03:58

«Социальное государство» в ЛНР никак не получается

18 марта 2016, 17:00
Жители Луганщины пока жалуются друг другу на трудности жизни «на кухнях», хотя уже имели место первые протестные акции. Начали предприниматели.

В конце января в центре Луганска собрался митинг предпринимателей. Для неизбалованной демократией самопровозглашенной республики подобное — редкость. Все они высказывали недовольство по поводу нового налогового законодательства ЛНР. Побороться торговцы пришли не только за снижение налоговых ставок, но и за отмену кассовых аппаратов. К слову, против обязательной выдачи чеков воюют предприниматели и на Украине.

Митинг длился недолго, правоохранителям удалось «мирно разогнать» недовольных рыночников. Позже МГБ ЛНР назвало зачинщиками митинга экс-депутата Верховной рады от «Партии регионов» Владимира Ландика, коммуниста Спиридона Килинкарова, главу общественного движения «Правовое пространство» Игоря Запрудского, лидера луганской ячейки общественной организации «ДемАльянс» Зою Буйницкую и общественника Григория Пригебу. Причем «чекисты» считают, что эта акция являлась ничем иным, как выполнением задания «киевской хунты»

«В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий установлено, что указанная преступная группировка, выполняя задачу своих новых хозяев в лице киевской хунты, с использованием личных связей в среде предпринимателей ЛНР занималась инспирированием народных протестных акций. Таким образом пытаясь дестабилизировать социально-политическую обстановку в республике и дискредитировать действующую власть в глазах народа. В качестве главных инструментов использовались акции гражданского неповиновения и несогласия с действиями руководства Луганской Народной Республики в законодательном аспекте», — говорится в сообщении МГБ.

Правоохранителям даже удалось «установить», что митинг был организован в результате «шантажа, угроз и запугивания» местных бизнесменов, которых собрали «принудительно».

Впрочем, информацию об «угрозах» подтвердила и одна из продавщиц, торгующих на центральном рынке города. «Инициативная группа с рынка оповещала всех о митинге, говорили, что тех, кто не придет, побьют или подожгут модули. Правда, в итоге ничего такого не сделали, только некоторым облили зеленкой», — рассказала женщина.

Однако претензии у торговцев к властям действительно есть, так что повод собраться на акцию был. Они жалуются, что выручка на рынке стала крайне низкой и установленные налоги попросту ее съедают. «Если в день я продаю одни джинсы, то это огромный успех. За 8 часов хозяин платит мне 150 рублей. Больше не может, так как расход большой», — говорит одна из продавщиц.

Интересно, впрочем, что, несмотря на столь тяжкие обвинения, предъявленные «агентам хунты», власти не отправили их всех в тюрьму, а согласились на диалог. При администрации Луганска была создана специализированная рабочая группа, в нее вошли чиновники и представители малого и среднего бизнеса. По результатам ее работы даже были внесены изменения «в отдельные законодательные акты ЛНР».

Правда, эти «изменения» вызывали недовольство уже у покупателей — ведь теперь часть налогового сбора официально разрешили заложить в стоимость товара. В связи с этим цены снова подскочили. «Я уже не помню, когда покупала новые вещи. Самый дешевый свитер стоит 1000 рублей, платье — 3000. Это что за цены? У меня зарплата 3200, у мамы пенсия чуть больше 2 тысяч. Как нам жить? В тряпье ходить? Я не говорю уже про цены на продукты», — возмущается луганчанка Юлия.

Вообще-то власти ЛНР установили фиксированную цену на ряд наименований продовольственных товаров, но не все торговцы выполняют эти правила. Контролирующие органы разводят руками: мол, проверить нерадивых продавцов можно только по заявлению покупателя, а те жаловаться официально не приходят. Зато уж между собой или корреспонденту «Росбалта» говорят все, что думают.

«Мы все еще продолжаем по привычке пересчитывать цену на гривны. Да, если по курсу 1 к 3, то подорожали продукты не так и сильно, терпимо, везде же кризис, — отмечает луганчанин Дмитрий. — Но ведь зарплата не выросла. Ладно, что не выросла, она даже не была пересчитана по действующему курсу рубля к гривне. Раньше я зарабатывал 4 тыс. грн. Пересчитали на 8 тыс. рублей. Вот только по нынешнему курсу это всего 2600 грн. Нормально? Сократили зарплату почти на 50%. Как мне детей кормить?»

Недовольны луганчане и тем, что коммунальные службы фактически выбивают у них долги, которые еще в 2014-м обещали списать, принимая во внимание боевые действия и сложившуюся экономическую ситуацию. Однако этого не произошло и сегодня коммунальщики грозят должникам отключением «от всего».

Денег, как оказалось, не хватает и транспортникам. Повышение цены на проезд с 6 до 10 рублей им показалось недостаточным и они хотят большего. Также транспортники хотели бы сократить чрезмерное, по их мнению, число льготников. «У нас больше 50% ездят бесплатно или оплачивают проезд не полностью. Автобусы забиты, а выручки толком нет, — жалуется водитель 197-го маршрута. — Никто нам не возмещает бесплатный провоз льготников, хотя это должны делать через городской бюджет. Получается, катайся по убитой дороге, вози бесплатно. Что это за политика? Нам за что жить?»

Недовольны и водители такси. Они уверяют, что налоги для частных перевозчиков слишком велики, а процедура регистрации слишком затяжная. «Бегаешь из кабинета в кабинет целый день. И все без толку. Неужели нельзя как-то компактнее все сделать? Я уже за регистрацию 6 тысяч отдал. И еще давать нужно. А работать некогда из-за этой беготни, — рассказывает местный таксист. — Многие мои знакомые поснимали „шашки“ и так работают, но это рисковано. За нас серьезно взялись, устраивают целые облавы».

«Простой народ» недоволен еще и разницей в размере зарплат у обычных бюджетников и чиновников. Так, если учитель или медик получает около 3-4 тыс. рублей, то рядовой сотрудник администрации от 7 до 12 тыс. Следователь МГБ и вовсе по местным меркам выглядит богатеем, получая от 23 тыс. руб. и выше. При этом, как говорят соискатели, тоже желающие иметь такую зарплату, — на хорошую вакансию не пробьешься.

«Проходил 4 месяца спецобучение и тренировки в МВД, как полагается. Выходил на сутки, стажировался — все задаром. В итоге мне заявили, что я не подхожу, поставили меня в кадровый резерв МВД, — говорит луганчанин Сергей. — И таких как я много. Отработали бесплатно и до свиданья. При этом на вакантные места приходят нужные люди, родственники и друзья начальства».

О подобной ситуации рассказала и безработная прокурор. «До войны ушла в декрет, сейчас ищу работу. Но меня не берут. Есть и стаж, и опыт. Репутация моя ничем не запятнана, но места мне нет, — жалуется Светлана. — При этом понабрали людей, которым даже образование работать в прокуратуре не позволяет. То социологи уселись, то бухгалтера недоученные на хлебные места. Куда не глянь — сестра, брат, кум, сват. При этом узнала, что некоторые „бывалые“ работают на две ставки. Все возвращается на круги своя. Чем лучше стало-то?»

В Луганске все громче говорят о том, что власть стала отдаляться от людей. «Раньше были встречи с народом. С нами общались. Сейчас закрылись за семью замками. Больше всего удивил концерт на 23 февраля. В Луганск приехал „Лесоповал“. И что вы думаете? Он провел концерт для вип-персон, чиновников, депутатов и начальников. Элита отдохнула на славу, — жалуется луганчанин Денис. — Но и это не все. Для них же комендантский час не писан. Нас сажают в обезьянник за нарушение, а они продолжают гулять. Для них работают кабаки. Тот же „Пиросмани“, „Перник“. И никто слова не скажет».

В общем, это называется «За что боролись?!» Ну, о снижении жизненного уровня, материального достатка и говорить не приходится, с этим-то все понятно — война, разруха. Но и «социального государства», о котором мечтали, явно не получилось, «справедливости» больше не стало. Вот за это-то людям и обидно. Правда, пока свое недовольство они высказывают большей частью «на кухне».

Анна Громова, Луганск

Подпишитесь