Сегодня, как и каждый год 16 марта, к памятнику Свободы в Риге возлагают цветы в память легионеров Ваффен СС. Свои ответные акции проводят и антифашисты. На этот раз «параллельные» мероприятия прошли без особых эксцессов, за исключением задержания журналиста Грэма Филлипса, протестовавшего против «прославления фашизма». «Росбалт» попросил главу Русской общины Латвии Владимира Соколова рассказать, как в наши дни этот «праздник» воспринимается жителями и властями балтийской республики.
— В Латвии есть государственный праздник День Лачплесиса, отмечаемый 11 ноября, когда вспоминают павших за освобождение Латвии. Почему «день памяти легионеров» Waffen SS отмечается отдельно? Как возникла традиция проведения шествия? Почему именно 16 марта выбрано памятным днем?
— Инициатором шествия являлась организация «Даугавас ванаги» («Ястребы Даугавы»), созданная в 1945 году в Бельгии, в британском лагере для военнопленных. Изначальной целью организации была помощь ветеранам латвийского легиона Ваффен-СС и их семьям. Среди ветеранов было много инвалидов войны — примерно около 3,5 тыс., а также было и немало вдов легионеров с детьми. На лекции в Латвийском университете недавно показывали публикации газет с программой проведения собраний «Даугавас ванаги» в 40—50-е годы в США, Австралии, где проживают достаточно большие диаспоры уехавших латышей. На снимках тех лет запечатлены торжественная часть, сбор пожертвований, танцы.
Дата 16 марта была выбрана председателем «Даугавас ванаги» Артуром Силгайлисом (А. Силгайлис — один из создателей латышских добровольческих частей СС, в 1944 году фактически командовал 19-й дивизией СС, затем был начальником штаба генерал-инспектора Латышского легиона СС Рудольфа Бангерского; после разгрома Третьего рейха попал в плен к англичанам, содержался в лагерях военнопленных в Германии и Бельгии, в 1948 г. был освобожден; избежал выдачи СССР, переехал в Канаду. — Прим. Авт.). Именно в этот день 15-я и 19-я дивизии СС впервые совместно участвовали в боях против Красной Армии на реке Великой в Псковской области.
Начало традиции проведения шествия в день памяти легионеров точно не зафиксировано. Но в 1998 году Сейм Латвии большинством голосов принял соответствующее постановление, а президент государства Гунтис Улманис своим указом узаконил 16 марта как государственный праздник «День памяти латышских воинов». И уже официально в нем участвовали министры обороны и другие официальные лица.
Первоначально предполагалось 16 марта отмечать именно как день памяти латышского легиона. Однако это предложение было отклонено парламентом с перевесом всего лишь в один голос. Большинство латвийских парламентариев не решилось бросить вызов международной общественности, осудившей предпринимаемые властями попытки реабилитировать тех, кто воевал на стороне гитлеровской Германии. Чтобы осуществить фактическую реабилитацию бывших эсэсовцев, было решено их называть просто «латышскими воинами».
В принятой Сеймом в 1998 году Декларации «О латышских легионерах во времена Второй мировой войны» утверждается, что легионеры «никогда не принимали участия в карательных акциях гитлеровских войск против мирного населения».
Вместе с тем следует отметить, что статус «национальных воинов», принимавших гитлеровскую присягу, на законодательном уровне в ЛР установлен с определенной осторожностью, без какого-либо упоминания в нормативно-правовой базе о Ваффен СС. Таким образом, воевавшие в рядах латышского легиона, полиции и военизированных «отрядах самообороны» формально привилегий за свою службу нацистам не имеют, но пользуются льготами как «участники национального сопротивления» и «политрепрессированные».
С 1996 года в Латвии действует закон «О статусе участника движения национального сопротивления». К их числу отнесены те, кто в период с 17 июня 1940 года по 31 декабря 1960 года «участвовали в вооруженном сопротивлении оккупационному режиму, его администрации и пропагандировали идею восстановления независимости Латвии». Владельцам удостоверения политрепрессированного (участника «движения национального сопротивления») предоставлено право на льготы по подоходному налогу, повышенные пенсии с зачетом времени, проведенного в местах заключения и ссылки в трехкратном размере, а на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах — в пятикратном размере и т. д.
В 2000 году 16 марта как государственный праздник отменили, но «эссэсовский джин» уже был выпущен из бутылки. Добавим при этом, что Сейм Латвии регулярно отказывается поддержать законопроект левой оппозиции «О статусе проживающих в Латвии участников антигитлеровской коалиции Второй мировой войны».
— Почему нынешние власти разрешают прославление легионеров в самом сердце Риги, возле памятника Свободы?
— Власти ссылаются на свободу слова, свободу проведения шествий и демонстраций. Что формально вроде бы и верно. Но все более многочисленное участие в шествии политиков ультраправого толка придает маршу реваншистский оттенок и воспринимается общественностью как желание «перевоевать» результаты Второй мировой войны — ведь легионеры воевали в составе сил гитлеровской коалиции. И что не менее важно — в этом видна и попытка узурпации символа свободной и демократической Латвии — памятника Свободы.
— Каково отношение латвийского общества и властей к данной инициативе? Меняется ли «динамика» общественного мнения из года в год? Какие настроения превалируют в этом году в приближении к 16 марта?
— К сожалению, не видел результатов никаких опросов по теме отношения общественного мнения к данной инициативе, и мое мнение по этому вопросу будет слишком субьективным.
Что касется властей. Как известно, в прошлом правительстве Лаймдоты Страуюмы был объявлен запрет на участие министров в рижском шествии, посвященном легионерам Waffen SS. Эйнар Цилинскис, который тогда занимал пост министра охраны среды и регионального развития, игнорировал запрет и пришел на мероприятие, за что был уволен. На это раз, как сообщалось, премьер-министр Латвии Марис Кучинскис заявил, что не будет запрещать членам кабинета министров участвовать в посвященных памяти легионеров мероприятиях, если в этот день они оформят официальный отгул.
Министр юстиции от Национального объединения ВЛ-ТБ/ДННЛ Дзинтарс Расначс пояснил, что на этот раз 16 марта будет в командировке в Париже, участвуя в конференции, посвященной борьбе с коррупцией.
Председатель Сейма Инара Мурниеце 16 марта, правда, не пойдет на марш, но примет участие в богослужении памяти легионеров, которое состоится в церкви Св. Иоанна в Риге, а также посетит мероприятия на кладбище легионеров в Лестене, как и министр культуры Даце Мелбарде от Нацобъединения. Отдельные представители Нацблока все же примут участие в марше: известно, что свое согласие дали парламентские секретари Министерства культуры Эйнар Цилинскис и Министерства юстиции Янис Иесалниекс.
Впрочем, полагаю, что участие в части мероприятий даже одного из первых лиц государства, спикера Сейма Инары Мурнице, конечно же, является негласным одобрением и оправданием со стороны властей всех действий и преступлений, совершенных легионерами СС.
— Ежегодно в Рижскую думу на проведение мероприятий 16 марта подают заявки, с одной стороны, легионеры на проведение шествия, а с другой — антифашисты на осуществление своих акций. Не разжигает ли подобная «демократия» еще большие страсти в обществе?
— Не думаю, что если бы Латвийский антинацистский комитет (ЛАК) не подавал бы заявки на проведение своих мероприятий, то шествия легионеров прекратились бы сами собой. Тем более, что ЛАК неоднократно заявлял, что он не против поминания усопших в Домском соборе и в Лестене. Латышские бойцы антигитлеровской коалиции из 130-го Латышского корпуса каждый год поминают своих погибших воинов на Братском кладбище, что вполне естественно. Кстати, именно там, а не у памятника Свободы, перезахоронен и Бангерскис (генерал-инспектор войск СС, группенфюрер СС, президент Латвийского национального комитета).
В Рижскую думу в этом году заявки на проведение традиционных мероприятий 16 марта были поданы заранее. От легионеров — в январе, а ЛАК подал заявку еще в ноябре прошлого года — ровно за 4 месяца, чтобы «забить» площадку первыми, согласно закона в новой редакции. Однако Административный районный суд 11 марта отклонил жалобу ЛАК на ограничения в проведении мероприятия 16 марта.
Таким образом, в силе остается решение Рижской думы. На основании такого решения суда вступает в силу постановление исполнительного директора Риги Юриса Радзевича об изменении места проведения мероприятия ЛАК, а также запрете пользоваться звукоусилительной аппаратурой с 11 до 13 часов. Как заявил представитель ЛАК Алексей Шапиров, комитет как законопослушная организация будет соблюдать все ограничения.
16 марта в Риге возле памятника Свободы пройдет только мероприятие Лимбажского отделения организации «Даугавас ванаги», которое планирует провести шествие от Домского собора к памятнику, чтобы возложить цветы. Другие подавшие заявку будут разведены по разные стороны памятника и на некотором от него отдалении. Для акции ЛАК выделено место около Бастионной горки, подальше от памятника Свободы. Для поддерживающих «национальных воинов» предназначено место с другой стороны памятника. Такое решение столичное самоуправление приняло, поскольку в качестве цели мероприятий, заявленных организацией «В поддержку национальных воинов» и ЛАК, было указано недопущение акций, пропагандирующих противоположное мнение.
Представители комитета не скрывали, что свое мероприятие организуют в противовес шествию «Даугавас ванаги». ЛАК планирует провести собрание-пикет, которое будет «посвящено памяти жертв Waffen SS и разъяснению опасности оправдания преступлений Waffen SS». На заседании комиссии Сейма по нацбезопасности в связи с подготовкой спецслужб к 16 марта, как сказала председатель комиссии Солвита Аболтиня, рассматривалась возможность глушения громкоговорителей во избежание инцидентов, способных задеть человеческое достоинство.
— Как вы прокомментируете заявление начальника Полиции безопасности Нормунда Межвиетса накануне шествия о том, что хотя информации по поводу планирующихся 16 марта провокаций нет, бдительность терять нельзя, т. к. «Россия использует эту дату для своих нужд»?
— Кроме ультранационалистов, которые давно используют эту дату для своего личного политического пиара, ни у кого нет нужды и желания, чтобы хоть как-то использовать дату 16 марта.
— Насколько сильны позиции антифашистов в организации протестных акций? Находят ли они отклик среди молодежи Латвии?
— Так как официальная политика государства практически направлена на поощрение проведения мероприятий в память 16 марта, то молодежь по вполне понятным причинам — карьерного роста, необходимости зарабатывания на жизнь для себя и семьи — занимает позицию, озвученную Томасом Мором Генриху VIII: «Правду сказать боюсь, врать не хочу, поэтому я промолчу». И ЛАК в этом смысле находится в непростом положении.
В обращении, подписанном председателем Антинацистского комитета Латвии Алексеем Шариповым, сопредседателем ЛАК Иосифом Кореном и координатором Совета общественных организаций Латвии Виктором Гущиным, говорится: «Одной из частей протестных акций станет зачитка имен мирных жителей, погибших от рук нацистов на территории Латвии. Сотни тысяч мирных граждан стали жертвами нацистских репрессий. Нет на нашей земле такого города или поселка, где нацисты и их местные пособники не уничтожали бы мирных граждан».
«Да, у каждого из легионеров была своя отдельная судьба, зачастую было нелегко сделать выбор — отправиться по повестке на призывной пункт или быть зачисленным в число дезертиров. Но служение гитлеровскому режиму не должно быть примером для воспитания молодежи, и гитлеровские вояки не должны возводиться в ранг героев», — подчеркивают антифашисты.
Активисты призывают всех латвийцев их поддержать и организовать в этот день в городах Латвии Акцию поминовения жертв нацизма — зачитать их имена на центральных площадях, в мемориальных местах городов.
— Проводимые ежегодно 16 марта мероприятия вызывают широкий резонанс как в местных, так и в зарубежных СМИ. Как реагирует на марши легионеров Европа? Прислушиваются ли местные сторонники организации шествия к мнению европейских институций?
— Европа вместе с США добились того, что в 2000 году статус государственного праздника для дня легионеров был отменен. Местные же сторонники организации марша прислушиваются не к мнению Европы, а к мнению собственной власти, а она, судя по действиям депутатов из правящей коалиции, их поддерживает. А у Европы пока и других забот на сегодняшний день полно.
Беседовал Петр Жук, Рига