На прошлой неделе Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), куда входят Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман, признал ливанскую организацию «Хизбалла» террористической.
Так себе новость. Не признавать террористической группировку, на счету которой теракты с сотнями жертв по всему миру — от Бейрута до Буэнос-Айреса, включая болгарский Бургас, — могут только всегда принципиальная Россия, для которой «Хизбалла» первый союзник в Сирии, изобретательно деликатный ЕС, который со скрипом, после теракта в аэропорту Бургаса, согласился признать террористическим лишь военное крыло «Хизбаллы» (типа, бьющая рука плохая, а сам пацан — нет, не хулиган) и арабские страны — истина дороже, но Платон мне брат. Однако резкая конфронтация в Сирии заставила признать очевидное и их. Тут надо напомнить, что страны залива — суннитские, а «Хизбалла» — шиитская. Братья-то они братья, но, как Авель и Каин, — могут и убить друг друга, только дай, — нет любви, нет.
В общем, сам по себе факт — не бог весть что, не сенсация. Гораздо интереснее реакция на него.
Пята пятой колонны
Резко осудил решение ССАГПЗ, естественно, Иран (для которого «Хизбалла» — любимое дитя, передовой форпост в его борьбе с Израилем и в гражданской войне в Сирии). И — депутаты израильского парламента, Кнессета. Все они, правда, входят во фракцию «Объединенный арабский список», что объясняет многое. Однако не всё.
«Вы что, повредились головой? — обратился к ним с парламентской трибуны с непарламентским вопросом премьер-министр Биньямин Нетаньяху. — Будете осуждать признание „Хизбаллы“ террористической и когда ее ракеты повалятся на ваши деревни? Вы думаете, они отличают вашу кровь от нашей?»
В случае очередного вооруженного конфликта с «Хизбаллой» ракетным обстрелам наверняка подвергнется значительная часть территории Израиля, а север страны, где находятся самые крупные арабские города и множество деревень, — точно. Это, правда, мало что меняет.
Во время первой войны в Персидском заливе (в 1991 году), когда еще не повешенный иракский диктатор обстреливал Израиль советскими баллистическими ракетами «Скад», и израильтяне, надев противогазы (иракцы имели на вооружении и боеголовки с химическим оружием), прятались в бомбоубежищах и герметизированных комнатах, арабские граждане страны плясали на плоских крышах своих домов, скандируя: «Саддам, дорогой, еще! Ударь по евреям! Смерть Израилю!» Он не попал, системы наведения в этих «Скадах» были ни к черту, но обломками сбитых ракет как раз некоторым ликующим энтузиастам досталось.
А во время последнего столкновения с «Хизбаллой», в ходе Второй ливанской войны 2006 года, когда эта организация, еще не признанная арабами террористической, густо обстреливала ракетами израильский Север, житель этого Севера Азми Бшара — основатель партии БАЛАД (одной из тех, что сейчас осудила решение ССАГПЗ) и многолетний депутат Кнессета — поставлял той же «Хизбалле» сведения для корректировки целей. На него завели дело по подозрению в шпионаже, он сбежал за границу и долго еще получал на свой банковский счет зарплату израильского депутата, пока не приняли специальный закон, позволяющий прекратить содержание беглого шпиона за счет израильского налогоплательщика.
Все это можно было бы счесть курьезом, включая осуждение депутатами израильского парламента решения арабских стран о причислении к террористам крайне враждебной Израилю организации, если бы не сегодняшняя обстановка.
Почти полгода в стране длится волна террора. Нападения на израильтян происходят практически каждый день, совершают их в основном инициативники-одиночки — молодежь, даже подростки. Более 80 процентов нынешних террористов — арабские граждане Израиля и жители Восточного Иерусалима со статусом постоянного жителя. Погасить эту волну обычными методами армии и спецслужб не удается, да и, скорее всего, невозможно. Надо устранять коренные причины.
А вот по поводу них есть кардинальные разногласия внутри Израиля и за его пределами.
Кто раздает ножи
Для большинства израильтян предмет консенсуса, что основная причина — подстрекательство, зомбирование арабской молодежи со стороны арабских СМИ, соцсетей, системы образования Палестинской автономии (ПА), да и арабского сектора Израиля.
За границей со стороны доброжелателей Израиля, искренних и мнимых, причиной принято считать отчаяние палестинцев из-за отсутствия «мирного процесса», в чем главная, если не абсолютная, вина возлагается на Израиль, ни в какую не желающий идти на уступки палестинцам для скорейшего создания государства.
Насколько существенна первая причина, убедиться легко даже по отрывочным отголоскам палестинской пропаганды, появляющимся в переводе с арабского в СМИ и соцсетях. Если израильским арабам было мало пропагандистского потока из арабских стран, где Израиль и израильтяне предстают изуверами, садистами, насильниками и безбожниками, то со времени «политического процесса», начавшегося соглашением в Осло, благодаря которому возникла палестинская администрация, единственной отраслью, в которой этой администрации удалось преуспеть, стала пропаганда.
Более двадцати лет палестинской улице внушают необходимость борьбы с оккупантами, освобождения родной земли (то есть всей Палестины — Израиля нет на картах и в школьных учебниках) как единственной и высшей цели. С детского сада в детях воспитывают культ шахида, именами террористов называют улицы, школы и лагеря. Террористам выплачивают государственные стипендии в зависимости от тяжести преступления: убийцам, осужденным на пожизненные сроки или их семьям в случае гибели платят по высшему тарифу, превышающему, например, зарплату учителя в Палестинской автономии в 15 раз.
Все это выливается и на арабов Израиля и Восточного Иерусалима. Все их источники информации — на арабском, из ПА и соседних стран. Им говорят только о том, как они угнетены и обижены.
Им не говорят, что они живут лучше своих соплеменников в подавляющем большинстве арабских стран, что пользуются свободами, которые там просто немыслимы. Что у них есть доступ к одной из лучших в мире систем образования, одной из лучших в мире систем здравоохранения (в израильских университетах и колледжах арабских студентов полно, в израильских больницах арабских врачей, медсестер и медбратьев больше, чем русских). Арабский сектор — самый активный потребитель благ из системы социального страхования. Сумма получаемых им пособий в 20 раз превышает сумму выплачиваемых этим сектором налогов.
Это все само собой, и этого мало. Общий настрой, культивируемый арабскими общественными лидерами, религиозными авторитетами и интеллектуалами, — депрессия и враждебность по отношению к чужому государству, смеющему называть себя еврейским. Предложи любому израильскому арабу перебраться на территорию, где власть родная, палестинская, — он с гневом отвергнет эту дискриминационную мысль. Личный выбор очевиден, общественный — задан.
Именно поэтому арабские политики в Израиле настойчиво соревнуются между собой в проявлении враждебности к государству, которое олицетворяют, являясь членами парламента. На этом они собирают голоса «арабской улицы». И собрав — воспитывают ее в том же духе. А зомбированная арабская молодежь выходит уже на реальную улицу с ножами.
Порвать по кусочку
Насколько существенна альтернативная причина — разочарование отсутствием политического процесса для создания палестинского государства, о чем твердят доброжелатели во всем мире и левые внутри страны?
Это тоже достаточно легко проверить, если углубиться в детали.
Рекомендации, с очередной порцией которых приехал на нынешней неделе в Израиль вице-президент США Джо Байден, сводятся к тому, что израильским властям следует освободить «оккупированные» территории, ликвидировать поселения в Иудее и Самарии (Западный берег реки Иордан, который перешел под контроль Израиля после войны 1967 года, — «Росбалт»), разделить Иерусалим — и создать независимое палестинское государство рядом с Израилем.
Никто из предлагающих это универсальное «окончательное решение» арабо-израильского конфликта не в силах предложить реальных путей решения проблем безопасности Израиля в случае образования палестинского государства. Уведем это за скобки — пока вопрос абсолютно нерешаемый.
Никто не хочет принимать во внимание, что власть в будущем государстве некому отдавать. Нынешний глава палестинской администрации, Махмуд Аббас, нелегитимен. Срок его полномочий давно истек, новые выборы не проводятся, поскольку ясно, что на них победит ХАМАС (Аббас возглавляет движение ФАТХ, у которого с ХАМАС в 2006 году начался конфликт, временами переходивший в вооруженные столкновения, — «Росбалт»). Власть Рамаллы не распространяется на сектор Газы, где ХАМАС хозяйничает уже десять лет и никого туда не пустит. ХАМАС захватит и территорию, ныне подконтрольную администрации Аббаса, на следующий день после того, как израильская армия откажется вмешиваться в ситуацию. А с ХАМАС, у которого официально провозглашенная цель — уничтожение Израиля, никаких мирных соглашений быть не может.
Все остальное — риторика и демагогия. Но даже это можно вывести за скобки, как поступили мы с проблемой безопасности.
Представим себе, что Израиль пошел на все уступки, ушел со всех территорий, принял все условия палестинцев, согласился на создание их государства, каким они хотят его видеть. Что — конфликт закончится? Ничуть.
Уже на следующий день израильские арабы потребуют создания своего государства или, на начальном этапе, широкой федеральной автономии. Кто в этом сомневался или не думал об этом, должен почитать (хотя бы почитать, а есть более весомые свидетельства, что это не только слова) документ, получивший широкую огласку на нынешней неделе. Это Меморандум Всеобщей наблюдательной комиссии израильских арабов — органа, объединяющего лидеров ведущих общественных организаций, муниципальных властей, политиков, религиозных авторитетов и интеллектуалов. Своего рода общинное правительство израильских арабов.
В Меморандуме описаны все претензии и основные цели. По существу, набор ультиматумов государству Израиль — с признанием его вины за трагедию палестинского народа, отказа от его статуса еврейского государства, возвращение «беженцев» на его территорию, гигантские компенсационные выплаты на общинной и индивидуальной основе за «отнятые» земли, щедрые социальные обязательства, полная самостоятельность арабского сектора в проведении своей политики, международных связях, системе и содержании образования. В общем, это подробный акт о капитуляции Израиля.
Этот документ уже давно готов. Он не афишируется только потому, что не решена главная пока внешняя задача — создание палестинского государства. И, по существу, является следующей ступенью плана «поэтапного уничтожения Израиля», о котором говорил, исключительно на арабском, Ясир Арафат.
Что считать фантазией?
То, что упорно не хотят замечать на Западе и в левом лагере Израиля, первым из израильских политиков сформулировал бывший министр иностранных дел, глава партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман.
По его мнению, нет локального палестино-израильского конфликта, есть глобальный арабо-еврейский конфликт, который разрешить можно только в комплексе общерегионального урегулирования, где сторонами выступают Израиль, умеренные арабские страны, палестинцы за пределами Израиля и израильские арабы.
Сегодня, когда ведущие страны региона, такие как Саудовская Аравия и Египет, поняли, что главная опасность им грозит со стороны исламского фундаментализма, в Израиле они видят не противника, а союзника в противостоянии общему врагу — и потому пойдут на сотрудничество. Практика показывает, что уже идут, еще остерегаясь объявлять об этом открыто. Однако свидетельства перемены позиции уже видны. Одно из них — решение ССАГПЗ по «Хизбалле», о котором шла речь в начале статьи.
Именно эти страны, руководствуясь общей выгодой, смогут стать гарантами палестинского государства, если и когда оно будет создано. Но израильские арабы должны быть неотъемлемой частью общего регионального урегулирования. Им предстоит выбрать, гражданами какого государства они хотят быть, — еврейского или палестинского арабского. И на этом закончить счеты.
Места компактного проживания арабов в Израиле могут быть переданы новому палестинскому государству в обмен на поселенческие анклавы, населенные евреями в Иудее и Самарии. Арабы, живущие вне их и желающие быть гражданами будущей Палестины, могут туда и переселиться, получив компенсацию. Кто выбрал Израиль — должны стать его лояльными гражданами. Никаких «живу здесь, а страна моя там».
Это выглядит экстравагантно, но сегодня такой внешне фантастический вариант более реалистичен, чем безнадежные попытки примирить непримиримое. Когда основоположник сионизма Теодор Герцль сказал по поводу идеи создания еврейского государства «Если вы захотите — это не будет сказкой!», над ним откровенно смеялись. Не прошло и полвека — сказка оказалось былью.
Воплощение идеи общерегионального урегулирования может занять больше времени, чем длятся восемь лет максимального срока пребывания у власти очередного американского президента. Но кто сказал, что путь к урегулированию надо обязательно умещать в президентские сроки хозяев Белого дома? Многие уже не успели. Усилия ничего не стоят, если предпринимаются в неверном направлении.
Владимир Бейдер, Иерусалим