Posted 26 февраля 2016, 14:40

Published 26 февраля 2016, 14:40

Modified 31 марта, 04:12

Updated 31 марта, 04:12

Вера в государство оплачивается на АЗС

26 февраля 2016, 14:40
Правительство жалуется, что нефтяники недополучают доходы, и обещает обуздать инфляцию после роста акцизов на бензин и дизтопливо.

С 1 апреля бензин в России подорожает как минимум еще на 2,5 рубля. В правительстве, однако, нашли объяснение, почему во всем мире цены на заправках падают, а в одной из стран-лидеров по добыче «черного золота» растут.

Правительственный законопроект о повышении с 1 апреля акцизов на бензин и дизельное топливо был принят в пятницу Госдумой сразу в трех чтениях голосами «Единой России». Остальные думские фракции отказались поддержать кабинет министров в стремлении, как они выразились, «залатать бюджетные дыры за счет населения».

По словам пришедшего представлять законопроект в Госдуму замминистра финансов Юрия Зубарева, из-за падения мировых цен на нефть почти до 30 долларов за баррель выпадающие доходы госказны могут превысить 2,6 трлн рублей ( бюджет 2016 года верстался, исходя из прогнозируемой среднегодовой цены в 50 долларов). «Это 20% от расходной части бюджета», - огорошил парламентариев Зубарев.

Между тем, ранее президент РФ запретил превышать бюджетный дефицит более чем на 3% от ВВП. Правительство, конечно, ищет способы, как компенсировать потери от низких цен на «черное золото». Повышение акцизов - это только одна из «вынужденных мер», обсуждаются другие, рассказал Зубарев. Среди них он упомянул, в частности, увеличение выплат дивидендов компаниями с госучастием, приватизацию государственной доли в «Роснефти» и т.д.

Тем не менее, за счет повышения акцизов на бензин и дизельное топливо правительство рассчитывает пополнить казну уже в этом году почти на 90 млрд рублей. Как следует из принятого закона, акцизы на один литр бензина повысятся в 2016 году на два рубля, а дизельного топлива - на один рубль. При розничной цене в 34−35 рублей за литр бензина марки АИ-92, это означает рост цены из-за акциза на 6,5-7%, уточнил Зубарев.

Другими словами, бензин подорожает минимум на 2,5 рубля за литр. В преддверии парламентских выборов у депутатов, естественно, возник вопрос о том, не обернется ли повышение акцизов новым скачком инфляции. «Это уже второе повышение акцизов на бензин в этом году. И вслед за этим цены вырастут практически на все товары. С учетом закладываемых в стоимость транспортных издержек, это ясно, как день», - возмутилась депутат Госдумы от КПРФ Вера Ганзя. В ЛДПР подсчитали, что рост акцизов опустошит карманы граждан на 300 млрд рублей. «Поэтому хватит дурачить народ. Или вы специально вводите этот закон в действие с 1 апреля – в знаковую дату?», - съязвил либерал-демократ Антон Ищенко.

Однако Зубарев поспешил заверить, что повышение акцизов не приведет к значительному скачку цен. «Рост розничных цен из-за повышения акцизов на бензин и дизельное топливо будет оставаться в пределах инфляции», - пообещал замминистра.

По его словам, доля акциза в розничной цене составляет примерно пятую часть. «Максимально негативный эффект на уровень розничных цен на бензин будет наблюдаться только если производитель полностью переложит это повышение на потребителя, то есть захочет не сохранить, а повысить маржу, но это уже задача антимонопольной службы», - перевел «стрелки» Зубарев. Он также убежден, что максимально возможный рост цен из-за повышения акцизов сохранится в пределах прогнозируемого уровня инфляции - 7−8%. «То есть не будет выше, чем рост цен на другие товары», - заверил Зубарев.

В отличие от него первый зампред профильного комитета Госдумы по бюджету и налогам Глеб Хор признался, что точных расчетов влияния роста акцизов на бензин на уровень инфляции до сих пор нет. Между тем, сами единороссы уже готовятся к тому, что повышение акцизов больно ударит по сельхозпроизводителям, для которых рост цен на ГСМ придется как раз на посевную кампанию. «Мы рассчитываем, что правительство компенсирует селянам расходы на посевную и уборку», - без уверенности в голосе предположил Хор.

В прошлом году расходы на финансирование госпрограммы по поддержке сельского хозяйства и так были увеличены на 74 млрд рублей, напомнил в ответ замглавы Минфина. «В этом году программа также не уменьшилась. Рост же цен на ГСМ на период посевной составит 3-4%. При сохраняющемся высоком уровне господдержки села этот рост вполне допустим, при том, что он будет в рамках инфляции, а сами сельхозпроизводители будут получать за свою продукцию в конце года на 8% больше - это их дополнительный доход», - фактически предложил не рассчитывать на помощь правительства Зубарев.

Несмотря на это, единороссы придумали сразу три варианта, как в случае серьезного роста цен на ГСМ все же заставить правительство компенсировать издержки аграриям. «Первое - это продажа дизельного топлива и низкооктанового бензина по льготным ценам. Второе - увеличение финансирования государственной программы развития сельского хозяйства. Третье - повышение погектарной поддержки для сельских тружеников», - сообщил глава комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков. Ведь, как ни крути, а именно с развития сельского хозяйства власти сами решили начать импортозамещение, и негоже было бы сначала одной рукой давать аграриям деньги, а другой их забирать, санкционируя рост цен на ГСМ, заметили в Думе.

В отличие от сельхозпроизводителей, заступаться за других граждан России никто, судя по всему, не собирается. «Почему везде в мире цены на бензин для внутренних потребителей падают, а в России растут?», - вопрошали депутаты, приводя в пример США, которые также добывают и экспортируют нефть, но бензин там стоит намного дешевле.

Зубарев объяснил происходящее девальвацией рубля. «Себестоимость бензина упала на НПЗ с 3 тыс. до 2,3 тыс. рублей за баррель, и цена реализации на внутреннем рынке снизилась, но за счет курса мы этого не ощущаем, другими словами, девальвация рубля нивелирует этот эффект», - сказал замглавы Минфина. При этом он добавил, что если бы российские производители сейчас продавали бензин за границу, то они бы могли выручить за него на два рубля больше. А так, выходит, «недополучают».

Депутаты в таких объяснениях усомнились и предложили решить проблему выпадающих бюджетных доходов иначе. Альтернативных способов нашлось много - от возвращения в Россию 7 трлн рублей, вложенных в ценные бумаги американского правительства и введения прогрессивной шкалы НДФЛ, до отмены транспортного налога и «золотых парашютов» для самих депутатов Госдумы, которым не удастся переизбраться в новый созыв парламента.

Елена Земскова

Подпишитесь