Posted 26 февраля 2016, 16:20
Published 26 февраля 2016, 16:20
Modified 31 марта, 04:12
Updated 31 марта, 04:12
Крупная авария с человеческими жертвами произошла на шахте «Северная» в Воркуте. Первоначально сообщалось о горном ударе (выбросе породы), но затем в руководстве АО «Воркутауголь» заявили, что авария была вызвана взрывом метана. На момент ЧП в шахте находились 110 человек. К вечеру пятницы восемьдесят горняков были выведены на поверхность, извлечены тела четырех погибших, судьба 26 человек все еще неизвестна.
Шансов на то, что в шахте «Северная» найдут живыми горняков, оказавшихся там во время взрыва, очень мало, считает бригадир Независимого профсоюза горняков (НПГ) Александр Сергеев. Как рассказал профсоюзный деятель корреспонденту «Росбалта», пока человек не найден, его нельзя считать погибшим, но сильный взрыв и задымление уменьшают вероятность того, что кто-то выжил.
Александр Сергеев заметил, что официальные органы дали противоречивую информацию по произошедшему. «Изначально была информация, что там был горный удар. Но ночью сказали, что там было два взрыва газа метана. Тогда, конечно, сила воздействия на горные выработки и на людей многократно большая, и опасность для жизни людей также увеличилась», — констатировал профсоюзный деятель.
Сергеев подчеркнул, что шахты, расположенные в Воркуте, относятся в категорийным, и там установлено новейшее оборудование для предупреждения аварийных ситуаций. Однако не исключены сомения в правильности действий работников и уровне контроля над рабочим процессом.
«Комиссии и следствию предстоит ответить на вопрос, откуда появился внезапный выброс метана от горного удара и взрыв. Необходимо будет проверить, проводились ли профилактические мероприятия по дегазации и предупреждению горных ударов. Судя по тому, что утром достали тела двух бурильщиков, значит все же бурились скважины — разгрузочные от горного удара или дегазационные. Но вопрос также стоит по проблеме достаточно сложной схемы проветривания. Нельзя исключать недоработок руководящего инженерно-технического состава „Воркутаугля“, и также вопросы могут возникнуть к контролю Ростехнадзора за профилактическими мерами по дегазации и предупреждению горных ударов», — разъяснил Александр Сергеев.
Авария на шахте «Северная» в Воркуте могла произойти из-за пренебрежения правилами техники безопасности, считает ветеран труда, бывший горный мастер Александр Расенков. Как рассказал эксперт корреспонденту «Росбалта», это стало уже нормой на российских шахтах.
«Как у нас работают? По принципу „давай-давай!“ и при игнорировании мероприятий по дегазации опасных участков», — констатировал Александр Расенков.
Ветеран уточнил, что взрыв метана в шахте может произойти в том случае, когда геологическая служба не дает прогнозов опасных участков и там не проводятся мероприятия по уменьшению содержания метана. Вместо того, чтобы останавливать работы, трудовой процесс продолжается, и люди не выводятся.
«Не секрет, что иногда блокируется защитная аппаратура, на ней ставятся перемычки. Также следует учесть, что датчики метана должны быть подвешены, а их могут уложить на почву, и тогда у диспетчера будет показываться нормальное содержание метана», — перечислил Расенков.
По словам мастера, на шахтах наблюдается произвол работодателя, заинтересованного в прибыли любой ценой. Мер к решению этой проблемы не принимают ни «официальные» профсоюзы, ни власти. «Лидер профсоюза получает деньги от шахты, поэтому он зависим от администрации. Также я однажды спросил у бывшего мэра Инты Павла Смирнова: на каком уровне техника безопасности в шахте, и он признал, что на нулевом, потому что на решение проблем безопасности нет денег», — отметил Александр Расенков.
Эксперт подчеркнул что, кроме сознательного игнорирования правил, на шахтах также царит попустительство к нарушению техники безопасности работниками, некоторые из которых даже курят и пьют в рабочем процессе. Такое отношение к правилам становится особенно опасным на высококатегорийных шахтах, к числу которых относится и шахта «Северная» в Воркуте.
Погоня за увеличением добычи ради прибыли на шахтах приводит к аварийным ситуациям, считает и председатель североуральского профкома НПГ Валерий Золотарев. «В настоящее время на большинстве шахт применяется сдельно-премиальная система оплаты труда. Работодатель и работники делают все, чтобы больше добыть угля, боксита или руды, невзирая на соблюдение требований охраны труда», — рассказал Золотарев.
Профлидер отметил, что у него возникли вопросы после первых сообщений о горном ударе на шахте «Северная». «Есть возможности предсказать, что будет горный удар, есть способы изменения горного давления, можно предпринять меры, чтобы разгрузить участки, чтобы этого не произошло. Но это в любом случае трудозатраты: потребуется приостановка каких-то работ, отведение людей, техники на безопасное расстояние, проведение определенных мероприятий», — пояснил Валерий Золотарев. Профлидер не исключил, что в погоне за наращиванием добычи такими мероприятиями могли пренебречь.
Правительство Республики Коми уже поспешно обещало выплаты «компенсации причиненного морального вреда» в размере 1 млн рублей семьям погибших. В условиях, когда заваленные тела горняков еще не найдены, это напоминает попытку чиновников откупиться от вопросов родственников погибших. Также обещаны выплаты горнякам, получившим травмы.
Впрочем, еще не факт, что обещанные деньги дойдут до всех. «К сожалению, есть очень много примеров, где государственные органы и компании долго водили вокруг носа рабочих, попавших в сложную ситуацию, не выплачивая положенное по закону. Для того чтобы такое не повторялось и для того чтобы все было сделано правильно, необходимо, чтобы именно рабочая организация шахтеров проконтролировала весь процесс по устранению последствий аварий и выплате компенсаций. Так как никто, кроме самих рабочих, помочь им действительно и до конца не в силах», — прокомментировали ситуацию в межрегиональном профсоюзе «Рабочая ассоциация».
В этом комментарии все верно с одной поправкой: желательно, чтобы общественный контроль на предприятиях был налажен уже не в устранении последствий аварий, а для их предотвращения. Иначе повторений трагедии, подобной той, что произошла на «Северной», не избежать.
Дмитрий Ремизов