Posted 10 февраля 2016, 20:30
Published 10 февраля 2016, 20:30
Modified 31 марта, 04:23
Updated 31 марта, 04:23
Подготовка нового закона о выборах петербургских депутатов вышла на финишную прямую. В парламенте рассмотрели 61 поправку ко второму чтению документа и по традиции отклонили почти все инициативы оппозиции. Однако арифметика в итоге сыграла злую шутку с «Единой Россией». Небольшой просчет — и одобренной оказалась поправка, которая пусть и незначительно, но сыграет на руку противникам партии власти.
Законопроект о выборах депутатов парламент Петербурга принимает в спешном порядке, после долгих согласований со Смольным. На дворе февраль, голосование уже в сентябре — самое время определиться с правилами игры. Естественно, проект готовился в недрах «Единой России», и большинство депутатов увидели его за несколько дней до рассмотрения.
Основных нововведений два. Депутатов снова будут избирать по смешанной системе: 25 — по партийным спискам, 25 — по округам. А досрочное голосование, ставшее поводом для скандалов в 2014 году, предлагается отменить. Остальные детали предполагалось скорректировать в рамках второго чтения, но на подготовку поправок депутатам выделили всего двое суток.
Оппозиция напряглась и предоставила 60 поправок к документу. А вот единороссы, как обычно, решили всех переиграть. Их поправка на нескольких листах, поданная от имени депутата Сергея Соловьева, поступила в аппарат позже остальных. На ней, собственно, и заканчивались все изменения, которые партия власти намеревались внести в документ.
Во-первых, единороссы решили увеличить предельные размеры избирательных фондов. Ранее предполагалось, что кандидат сможет израсходовать на кампанию только 5 млн, партия — не более 100 млн. Теперь эти суммы предполагается увеличить до 12 и 300 млн соответственно.
Во-вторых, на 10 дней было решено продлить срок регистрации кандидатов. Также с трех до пяти человек была увеличена общегородская часть партийного списка. Кроме того, поправкой установлен четкий срок — 10 дней после принятия закона — в течение которого Горизбирком должен предоставить депутатам нарезку будущих избирательных округов.
Все эти компромиссные нормы особо раздражения у оппозиции не вызвали. Но и значительного влияния на ситуацию они не окажут. А вот с существенными нововведениями, предложенным КПРФ, «Справедливой Россией», «Яблоком» и беспартийными депутатами, сразу можно было попрощаться.
Возможность провести второй тур, если ни один из кандидатов не получит более 50% голосов, — отказ. Запрет голосовать военнослужащим, зарегистрированным в частях на территории города, — опять отказ. Разрешать голосовать иногородним студентам, которые проживают в петербургских общежитиях, тоже не стали. Что вполне закономерно, учитывая, студенческие оппозиционные предпочтения. То ли дело послушные провластные военнослужащие.
Не прошла также ни одна поправка об обеспечении прозрачности голосования. Камеры видеонаблюдения и трансляция в Интернете уже никому не нужны, список временных участков никто заранее раскрывать не планирует. Максим Резник предложил установить жесткие нормы по хранению документов в избирательных комиссиях. «А то обычно в каком-то отдельном кабинете начинают происходить избирательные извращения между сейфом, шкафом и председателем комиссии. Это недопустимо, документы должны храниться отдельно», — доказывал депутат. Но в партии власти нашли такие предостережения излишними. Излишней была сочтена и поправка, запрещающая учителям работать в избиркомах.
Рассмотрение происходило быстро. Поправка. «Рекомендуем отказать», — говорит Соловьев, по совместительству возглавляющий комиссию по устройству госвласти. Голосуем. Отказано. Как на конвейере. Однако в самом конце бесперебойная машина споткнулась.
Речь зашла о том, как быть с мандатами уже после голосования. В этот раз данная проблема коснется только 25 депутатов, которые будут избираться по партспискам. Но при пропорциональном распределении число мандатов обычно получается дробным. 2,5 депутата партию представлять не могут, и для достижения целых чисел были придуманы специальные методы. Их можно разделить на два вида — «метод квот» и «метод делителей».
«Метод квот» (метод Хэйра) является самым распространенным. При такой системе количество всех полученных голосов делится на количество мандатов — так определяется «средняя цена» одного депутатского места. Затем число проголосовавших за каждую партию делится на это среднее значение. В итоге получается количество мандатов для каждой партии. Так, например, распределяются места в российской Госдуме.
«Метод делителей» предполагает, что число полученных каждой партией голосов последовательно делится на ряд чисел. Полученные цифры ставятся в порядке убывания значения. Сначала мандат получает партия с самым большим числом, затем — со вторым по величине. И так далее, пока места не кончатся. С легкой руки депутатов метод, когда деление начинается с двойки, теперь повсеместно называется «методом Империали», от имени одного бельгийского маркиза (определение это, впрочем, не совсем точное. Ведь в некоторых источниках «методом Империали» называют деление последовательно на 1, 1,5, 2 и так далее).
Суть этого скучного экскурса в математику проста. При большом количестве мандатов разница между методами распределения не так заметна. Но чем меньше мест, тем очевиднее, что для оппозиции «метод Империали» не выгоден. Два прошлых созыва в ЗакС избирались именно по этой системе, предполагалось, что и на этих выборах «Единая Россия» автоматически «заберет» один-два мандата соперников. Поэтому оппозиционеры подготовили несколько поправок в попытке скорректировать несправедливую систему распределения.
«Метод Империали» в России существует только в нескольких региональных парламентах. Он грубо нарушает принцип пропорциональности распределения мандатов. Например, партия, набравшая 8-9% голосов, вместо двух ожидаемых получит один. То есть ограбленными окажутся все партии, которые наберут от 7 до 25% голосов. Вы увидите, насколько распределение мандатов будет отличаться от итогов голосования», — объяснял с трибуны «яблочник» Александр Кобринский.
«Эсер» Алексей Ковалев отметил, что обычно «метод Империали» используют тогда, когда нет проходного барьера. Однако в Петербурге предполагается рубеж в 5% голосов, без которого места в парламенте не получить никак.
«Мы же написали вам в законе специально, что за 5% мы даем один мандат. Все! Это не тот случай, за который надо биться», — горячился спикер Макаров, выслушивая доводы коллег. Да, за 5% мы получим один мандат, но в таком случае за 9% мы получим один мандат, а не два, доказывали оппозиционеры.
Одной из последних поправок шел предложенный Кобринским и Ковалевым компромисс — сохранить принцип деления, но начинать не с двойки, а с единицы. Математически подсчитано, что такой способ смягчает неравномерность распределения мандатов.
Депутаты проголосовали. Большинство - против. И тут случилась заминка. Спикер поторопился и забыл, что депутаты согласились голосовать поименно. Это дало основания для повторного голосования. Теперь все парламентарии знали, что их персональное решение будет известно, а значит, выступать за поправку на словах, а тайно голосовать против не получится. В итоге вся оппозиция, даже ЛДПР, выступили против «Единой России».
"«За» — 25, «воздержались» — два, «против» — ноль. Коллеги…», — произнес спикер. И замолчал. Он понял, что при таком количестве проголосовавших (единороссы по традиции в голосовании не участвовали) поправка считается принятой.
Паническое молчание было прервано смехом оппозиционеров. «Поправка прошла», — как бы пояснил Кобринский пребывавшему в ступоре спикеру. «Вы за меня не отвечайте!» — огрызнулся тот. Потом была предпринята попытка устроить повторное голосование, но и она провалилась. Противники единороссов могли отпраздновать маленькую победу. Но тут же закрались подозрения в том, что в третьем чтении «ошибку» поправят.
«Конечно, они будут биться до конца, так как хотят отнять еще два депутатских мандата. Все себе, себе, себе - это чисто шкурные причины, других нет», — заявил «эсер» Ковалев.
Другие депутаты тоже отмечали, что законы и уставы партии власти не указ, когда та хочет сделать все по-своему. Осталось только объявить, что принятая поправка входит в противоречие с остальным текстом документа. Однако прошла пара часов, и в «Единой России» приняли решение: ничего менять не будем.
«Детально изучив оба предложения, мы пришли к выводу, что внутренних противоречий между данными поправками не существует. Таким образом, выборы депутатов городского парламента, подсчет голосов и распределение мандатов будут проходить в соответствии с принятыми сегодня изменениями», — заявил спикер Макаров.
Возможно, у партии власти просто не нашлось рычагов, чтобы заставить депутатов от ЛДПР проголосовать в свою пользу, как те обычно делают. Все-таки именно последователи Жириновского наверняка бы стали первыми жертвами «метода Империали». Теперь же путь к победе для единороссов станет хоть чуть-чуть, но тяжелее.
Софья Мохова