Posted 28 января 2016, 10:07

Published 28 января 2016, 10:07

Modified 31 марта, 04:34

Updated 31 марта, 04:34

Запад выбрал и позор, и войну

28 января 2016, 10:07
Владимир Бейдер
Снять санкции с Ирана под «честное слово», что он закроет ядерную программу, можно было только при отключенных способности к предвидению и инстинкте самосохранения.

Проблемы не исчезают от того, что их не замечают, о них не говорят и даже не знают. Можно сколь угодно отворачиваться от существующего – оно не перестает существовать. Упорные в неведении удивятся, ну так что же?

Уже неделю мир живет в другой реальности, хотя и не заметил этого. Она сильно отличается от той, что была прежде, и даже от того, как ее, нынешнюю, изображают ее создатели. Возможно, это заблуждение, но скорее всего – обман. Хотя не так важны мотивы, как результаты.

Из грязи в князи

О чем речь. В начале минувшей недели США, вслед за ними Евросоюз, а затем и страны Юго-Восточной Азии отменили санкции против Исламской республики Иран (ИРИ). Не такая уж сенсация, особенно если учесть, что так и было предусмотрено заключенным в прошлом году соглашением между ИРИ и шестью мировыми державами. Инициатор, отец и идеолог иранской сделки, считающий ее своим главным достижением на международной арене, – президент США Барак Обама - уверен, что она спасла США от новой войны на Ближнем Востоке, сам регион – от хаоса военного противостояния, а мир – от ядерной бомбы в руках аятолл, про которых никому не известно, как они ею распорядятся.

Мотивы противников соглашения известны в основном как позиция Израиля, поскольку он яснее и громче всех ее объявлял. Хотя, справедливости ради, к числу противников надо причислить и ведущие арабские страны, и большинство американских сенаторов и конгрессменов – на Капитолии не хватило лишь нескольких голосов, чтобы предотвратить президентское вето на отказ парламентариев ратифицировать договор.

Все это уже не имеет значения, поскольку дело сделано, сделка совершена, санкции сняты. И за минувшую неделю Иран – еще недавно страна-изгой, почти банкрот, клерикальная тирания, главный спонсор международного террора, экспортер исламской революции и проводник шиитской экспансии - превратился не просто в полноценного члена мирового сообщества, а в самого желанного торгового партнера, самый перспективный объект инвестиций, в важного игрока на рынке нефти и газа, крупнейшего импортера вооружений и передовых технологий.

Причина обмана - самообман

На Ближнем Востоке не верят, что Иран откажется от стремления получить ядерное оружие, а требования договора заблокируют возможности его получения. Стараясь заключить сделку во что бы то ни стало, западные переговорщики сами дали себя обмануть, согласившись на совершенно призрачные условия контроля.

Так, на самый секретный ядерный объект – в Парчине – Иран международных инспекторов допустить отказался. Отчеты о ходе работ на нем (то есть – не ведется ли там оружейное производство) иранцы будут составлять сами. Совесть – лучший контролер, знакомо.

О «внезапных» проверках объектов, куда иранцы согласились допустить инспекторов МАГАТЭ, те должны будут сообщать за 24 дня. Надо быть полным лохом, чтобы за такой срок не замести все следы, и еще большим лохом, чтобы поверить, будто таким образом можно что-либо обнаружить.

То есть все это не контроль, а лишь формальная имитация его. Иранцы будут делать вид, что прекратили разработку и производство ядерного оружия, а западные эксперты – что контролируют, не производится ли оно в Иране. Блеф. Как и то, что соглашение предотвратит доступ к ядерному оружию.

Давно известно, что Иран обладает достаточными знаниями и технологиями для собственной бомбы. Вопрос не в ней, а в том, чтобы создать компактные боеголовки нужной мощности и надежные средствах доставки – то есть ракеты. Бывший министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман убежден, что в этом и заключается план Тегерана: остановившись в шаге от создания боеголовок, подтянуть до необходимого уровня ракетную программу, которая условиями соглашения никак не ограничена, а затем, уже ни у кого спрашивая разрешения, завершить создание ядерного оружия. Благодаря произошедшей неделю назад отмене санкций, на это у иранцев будет достаточно средств, технических возможностей и времени.

Богатенький Буратино мил всем

С начала прошлой недели Иран стал страной с наибольшим запасом свободных денег, и их количество будет только расти. Разморожены иранские авуары – по разным оценкам, от 50 до 100 миллиардов долларов. Скоро хлынет на рынки нефть из переполненных за время санкций запасников. До начала экономической блокады Иран зарабатывал только на нефти около 200 миллиардов долларов в год. Даже с учетом падения цен на топливо у Тегерана в этой сфере богатые перспективы. Иранцы заявляют о намерении резко увеличить объемы добычи нефти. В годы блокады были законсервированы богатые новые месторождения. Теперь за право их разработки борются крупнейшие мировые компании.

Тегеран уже осаждают именитые коробейники со всего мира. На днях иранскую столицу посетил председатель КНР Си Цзиньпин, договаривался с президентом ИРИ Хасаном Роухани о расширении торгового оборота до 600 миллиардов долларов в ближайшее десятилетие. Объемы российских военных поставок не разглашаются, но можно представить их порядок, если речь идет о перевооружении ВВС и ПВО. Зато масштабы переоснащения парка гражданской авиации известны: Иран уже заявил о покупке 114 «аэробусов» у европейских производителей и ста «боингов» у американцев.

Последнее свидетельствует не только о финансовых возможностях иранцев, но и об их прозорливой расчетливости. Все разговоры о том, что если вдруг Иран посмеет нарушить ограничительные условия сделки, санкции немедленно вернутся, теперь уже совершенно беспочвенны: никто не позволит себе пожертвовать такими громадными контрактами – на десятки миллиардов долларов и десятки тысяч рабочих мест в США и Европе.

Выходит, что эта отмена санкций – уже навсегда. А роль Ирана в качестве фаворита мирового бизнес-сообщества и регионального гегемона – надолго.

Благие намерения для ада

Чем это не нравится Израилю – понятно. Иран для еврейского государства – враг номер один, главный спонсор исламского и конкретно антиизраильского террора. Обещания «стереть Израиль с лица земли», «удалить его с тела Ближнего Востока как раковую опухоль» звучали из Ирана в открытую и многократно. Но Израиль не будет ни самой доступной, ни первой целью иранского ядерного оружия. Опасность, грозящая из Ирана еврейскому государству, находится на его границах. Это «Хизбалла» в Ливане, а теперь уже и в Сирии, «Исламский джихад» и ХАМАС на юге. Иран их содержит, снабжает оружием (ракетный арсенал «Хизбаллы», например, больше, чем у большинства стран мира), обучает боевиков.

В Израиле, где борьба с террором увязана в качестве первоочередной задачи с перекрытием источников его финансирования, видят в гигантском увеличении финансовых возможностей главного спонсора террора – Ирана – ключевую опасность. Поэтому, с израильской точки зрения, чем больше денег будет у Ирана, тем больше будет террора.

Даже госсекретарь США Джон Керри, чьими стараниями была в конечном счете заключена сделка с Ираном, признал на прошлой неделе в Давосе, что по всей вероятности отмена санкций увеличит финансирование террора. Кто из нас не силен задним умом? Когда ему твердили об этом все время переговоров в Израиле, он лишь отнекивался.

Однако неизмеримо большую угрозу финансовое, политическое и в итоге военное усиление Ирана, произошедшее в результате драматической сделки, представляет как раз для суннитов, составляющих подавляющее большинство мусульман. Между Ираном и Саудовской Аравией – ведущей страной арабского Востока и суннитского мира – развернулась конфронтация на всех фронтах, включая военный. Пока это проявляется в периферийных войнах, а не в прямых столкновениях между главными государствами двух противоборствующих направлений в исламе. Но Иран только в начале стремительного подъема, вызванного отменой санкций и грядущего экономического процветания.

Если даже в период экономической блокады режим аятолл находил средства, силы и стимулы для разжигания шиитских восстаний в восточных провинциях Саудовской Аравии, Йемене, Сирии (только поддержка алавитского режима Асада за один 2014 год обошлась Ирану в 26 миллиардов долларов), можно себе представить, какую активность и щедрость он станет проявлять сейчас, когда с начала прошлой недели у него начались действительно тучные годы.

Учитывая то, что и по другую сторону внутриисламского фронта - в Саудовской Аравии – находятся тоже не агнцы и не бедняки, а не менее амбициозные и идеологически мотивированные исламисты-сунниты, примирения между ними ждать не стоит, а войны – недолго. При первых признаках появления ядерного оружия у шиитских аятолл, саудиты позаботятся о приобретении собственной суннитской бомбы, а когда и у кого она взорвется первой – остается только гадать.

Такова реальность, окончательно возникшая в начале прошлой недели, и пока никто не знает не только как с ней совладать, но и признать ее существование. В этом, конечно, следовало отдавать себе отчет, заключая «голубиное» соглашение с Ираном. Однако капитулянтское стремление к миру заставило отключить способность к предвидению и инстинкт самосохранения. Говорят: «Хочешь мира – готовься к войне», следует говорить – «Слишком хочешь мира – получишь войну».

Тот же Либерман считает соглашение Запада с Ираном прямым повторением Мюнхенского сговора европейских держав с Гитлером 1938 года и напоминает пророческие слова Черчилля по этому поводу: «Тот, кто между позором и войной выбирает позор, получит и позор, и войну». Позор уже есть, война еще будет.

Владимир Бейдер, Иерусалим

Подпишитесь