Posted 25 января 2016, 15:01

Published 25 января 2016, 15:01

Modified 31 марта, 04:37

Updated 31 марта, 04:37

Мир для Сирии повис в воздухе

25 января 2016, 15:01
Женевский процесс будет буксовать до тех пор, пока не появятся единые списки "террористов" и "оппозиции", полагает востоковед Владимир Сажин.

Женевские переговоры по мирному урегулированию в Сирии, которые в соответствии с резолюцией Совбеза ООН должны были начаться 25 января, перенесены. Говорить об их срыве пока рано, однако ситуация, складывающаяся на фронтах сирийской войны, пока не обнадеживает. В понедельник глава Госдепа США Джон Керри заявил, что дата начала переговоров определится в ближайшие 24-48 часов. При этом он согласился с мнением спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуро, который сказал, что о приглашении на переговоры можно будет говорить, «когда будет выстроен весь состав их участников».

Между тем, за две недели, предшествовавшие дате начала переговоров в Женеве, сирийские правительственные силы при поддержке российской авиации захватили два важных города - Сальму и Рабию, которые до этого контролировала вооруженная оппозиция. Тем самым президент Сирии Башар Асад явно улучшил свои переговорные позиции накануне женевского совещания. В то же время США объявили о вводе в Сирию своей десантной дивизии. Проходит информация о строительстве американской военно-воздушной базы в этой стране, а также о новых ударах Турции по сирийской территории.

О том, стоит ли на этом фоне ждать от переговоров в Женеве дипломатического прорыва в процессе сирийского урегулирования, в интервью «Росбалту» рассказал старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Владимир Сажин.

- Что вы можете сказать о причинах переноса женевских переговоров по Сирии?

- Я изначально сильно сомневался в том, что они могут состояться, и вот видите, мои сомнения подтвердились.

- А почему сомневались?

- Главным образом потому, что стороны не согласовали списки участников этих переговоров со стороны повстанцев. Есть проблема согласованности позиций. Дело в том, что нужны «черный» и «белый» списки. В первый должны попасть те организации, которые признаны террористическими, и кто в этих переговорах принять участия не может. Здесь согласие всех сторон, участвующих в Женевском процессе, достигнуто пока только по двум организациям: «Джабхат ан-Нусра» и собственно «Исламскому государству» (обе группировки признаны Россией террористическими организациями).

- А что по судьбе президента Асада?

- По нему сейчас сложился некий консенсус между США и Россией. Изначально, если помните, Москва настаивала на том, что Асад должен остаться, а Вашингтон, что он должен непременно уйти. Сейчас американцы фактически согласились с тем, что Асад пока остается во главе Сирии. Однако позиция, например, Саудовской Аравии по этому вопросу не столь однозначна.

- Вернемся к проблеме «белого» списка.

- Что касается «белого» списка повстанческих организаций, с которыми можно вступать в переговорный процесс, то с ним все еще сложней. Тут существует два подхода - один список составлен Саудовской Аравией, а другой Россией. Расхождения в них достаточно большие. Если заинтересованные стороны не придут к согласию по этому вопросу, то, конечно, никакого решения проблемы не будет. Потому что, например, мы говорим, что организация N — террористическая, а все остальные говорят, что это «умеренная вооруженная оппозиция», с которой можно вести переговоры.

Это довольно сложная проблема. В Сирии сейчас действует около ста различных группировок оппозиции, которые воюют и с «Исламским государством», и с войсками правительственной армии. Привести все эти силы к общему знаменателю чрезвычайно трудно. Я в этом смысле довольно большой пессимист. Во всяком случае, на сегодняшний день, исходя из нынешней ситуации.

- Это относится именно к возможности проведения переговоров в Женеве?

- Понимаете, переговоры могут состояться, но вопрос в том, насколько они будут успешными. Если множество группировок, которые действуют в Сирии против Асада, не будут присутствовать на совещании в Женеве, то какой в нем смысл? Это будет просто разговор, без всяких решений. Не больше. Это тоже неплохо, но решений, мне кажется, там не будет.

- Да, но там ведь дело не только в том, что к этим переговорам все еще не согласованы списки. Если судить по последней информации, идущей из Сирии, еще одна причина пробуксовки этих переговоров, как мне представляется, в том, что войска Асада, стремясь улучшить свои позиции перед нынешним этапом Женевского совещания, предприняли наступление на позиции повстанцев и заняли несколько городов и сел. Не в этом ли, в том числе, причина фактического срыва этих переговоров?

- Возможно, как один из вариантов. Но главное, как мне кажется, это то, что не согласованы те оппозиционные группировки, которые могут быть приглашены на женевское совещание и те, против которых все вместе должны воевать.

- Если эти переговоры в нынешних условиях все-таки начнутся, то чего от них можно ожидать, учитывая, что их целью является создание переходного правительства, новая конституция и новые выборы? Или это будет пустая, ни к чему не обязывающая болтовня?

- Я пессимист и в этом вопросе. Думаю, что серьезного прорыва не будет. Даже если в Женеве соберется определенное количество заинтересованных стран и какое-то количество представителей умеренной оппозиции, и они выработают какой-то план на будущее, в том числе, по созданию переходного правительства, по созданию новой конституции Сирии и проведению выборов, то все это, конечно, хорошо. Но те группировки оппозиции, которые не будут присутствовать на этих переговорах - они же будут выступать против. И я не уверен, что все участники этой конференции, я имею в виду, прежде всего, Саудовскую Аравию и Турцию, не будут поддерживать эти отсутствующие на данном совещании группировки и движения сирийской оппозиции. А значит, все опять повиснет в воздухе.

Беседовал Александр Желенин

Подпишитесь

© Все права защищены. При использовании информации гиперссылка на сайт www.rosbalt.ru обязательна. Полные правила

Сетевое издание «Информационное агентство «РосБалт». Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-86109 от 2 ноября 2023 г.

Учредитель: ООО «ПремьерМедиаИнвест»

Главный редактор: Яременко Николай Николаевич

Телефон: +7 (499) 110-58-85 /  +7 (985) 271-73-59

Электронный адрес:  [email protected] / [email protected]

Адрес редакции: 109044, Москва г, вн.тер.г. муниципальный округ Таганский, ул Воронцовская, д. 20, этаж 2, ком. 14

Реклама на сайте: Юлия Лыскова, [email protected]

Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика