Posted 21 декабря 2015, 11:47
Published 21 декабря 2015, 11:47
Modified 31 марта, 04:59
Updated 31 марта, 04:59
Идея Минфина об ограничении бесплатной медицинской помощи, которую эксперты поначалу не восприняли всерьез, обрела продолжение. Три из одиннадцати предложений, разработанных в подведомственном министерству финансов институте, были направлены аппаратом правительства РФ в Минздрав для проработки. Минздрав не отрицает, что такие предложения сейчас обсуждаются. Эксперты, знакомые с ситуацией, утверждают, что первые итоги этой работы мы увидим уже в начале следующего года.
Когда в конце ноября в СМИ просочилась информация о том, что подведомственный Минфину институт предлагает урезать бесплатную медицинскую помощь и ввести для пациентов определенные ограничения, многие эксперты отнеслись к этому, как к дурной шутке.
Напомним, речь шла о том, чтобы ввести для граждан лимит: 8 посещений терапевта, 4 вызова «скорой», две плановые госпитализацию. За все, что сверх нормы, россиянам предлагалось платить. В этом списке повторные вызовы «скорой» по тем же показаниям, «необоснованные» вызовы, в том случае, если в разговоре с диспетчером больной ошибся в оценке тяжести своего состояния. Также речь шла о том, чтобы отказаться от практики вызова врача на дом, на чем, по подсчетам НИФИ, можно было сэкономить от 2 до 7,9 млрд рублей в год. Помимо прочего предлагалось ввести доплаты за возможность выбрать более квалифицированных специалистов. Говорилось и о сокращении койко-мест в стационарах.
Минздрав тогда успокоил, заявив что «сценарий сокращения государственных гарантий в сфере здравоохранения министерством не рассматривается».
Однако в конце ноября меры по оптимизации рассмотрели на совещании у заместителя руководителя аппарата правительства РФ Нелли Найговзиной, после чего из 11 предложений остались три, которые и поручили проработать Минздраву.
Источник в ведомстве заявил: «не давая каких-то комментариев по существу рабочих совещаний, хотел бы сообщить, что при рассмотрении любых предложений, включая упомянутые, мы исходим из того, что установленный на сегодня объем государственных гарантий в сфере здравоохранения уменьшен быть не может».
О том, что предложения НИФИ действительно находятся в работе Минздрава, заявил «Росбалту» и президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский, входящий в состав Общественного совета при ведомстве.
«Я получил письмо от Минздрава о том, что аппарат правительства РФ рассмотрел предложения Минфина и просит Минздрав три из них проработать. Речь идет об отказе от вызова врача на дом, сокращении врачебных скоропомощных бригад и прекращении транспортировки по «скорой» неэкстренных больных. Эти три пункта Минфин предложил исключить из базовой программы госгарантий», - заявил Саверский.
По существу, все это приведет к нарушению прав граждан, убежден эксперт. Так, отменяя вызовы на дом, чиновники сокращают нагрузку на амбулаторно-поликлиническое звено. Но тогда, по словам собеседника «Росбалта», возрастет нагрузка на «скорую», где тоже грядут перемены.
«Более того, насколько мне известно, сегодня «скорая» возит гемодиализных больных. Раз эта функция с них снимается (перевозить по «скорой» предлагают только экстренных больных, а гемодиализные таковыми не являются), нужно думать, кому ее можно передать», - отметил Саверский.
Но главный парадокс, по словам эксперта, заключается в том, что ни одного из трех пунктов попросту нет в базовой программе госгарантий. Так что и исключать, в сущности, нечего. Каким образом ведомство будет решать эту головоломку, пока не ясно.
Напомним, Общественный совет выступил категорически против сокращения программы госгарантий. По словам Саверского, позиция экспертов зафиксирована в резолюции заседания от 2 декабря.
В любом случае, реализация предложений Минфина потребует от Минздрава принятия дополнительных мер, считает профессор кафедры Управления и экономики здравоохранения факультета Государственного и муниципального управления ВШЭ, президент «Общества доказательной медицины» Василий Власов. «Допустим, вызывает человек «скорую», приезжает бригада, а «пациент» просто с перепоя. Значит, нужно думать, как реально ограничить вызовы. Значит, нужно сделать так, как происходит в других странах — вводить большой денежный штраф, чтобы не злоупотребляли. Меж тем, это может быть очень проблематично по отношению к старикам, которые получают 12 тыс. рублей в месяц», - заметил Власов.
Есть в предложениях Минфина и другие противоречия. Так, с одной стороны, «скорая» будет заниматься только тяжелыми пациентами, а с другой — к этим тяжелым пациентам будут ездить не врачи, а фельдшеры, отметил он.
Собеседник «Росбалта» подчеркнул: «в ситуации, когда «скорую» часто вызывают лишь для того, чтобы сделать укол, предложения Минфина выглядят вполне здраво».
Другое дело, что на фоне общего ухудшения ситуации в российской экономике, роста цен на продукты, на ЖКХ, ограничения в сфере здравоохранения могут оказаться для населения весьма болезненными, считает он.
В том, что определенные ограничения произойдут, Власов не сомневается. «У нас уже запланировано снижение финансирования здравоохранения на будущий год. В ходе «большой» пресс-конференции президент заявил, что нужно пересматривать бюджет. Понятно, что пересматривать его будут не за счет уменьшения военных расходов», - подчеркнул собеседник «Росбалта».
В свою очередь член Общественного совета при Минздраве Давид Мелик-Гусейнов предложил не спешить с выводами. Он подчеркнул, что прежде чем принимать какое-то решение, Минздраву предстоит детально проанализировать все предложения.
По словам собеседника «Росбалта», инициативе Минфина может найтись альтернатива. В частности, эксперт считает возможным обратиться к московскому опыту. «В столице, наряду со «скорой», работает неотложная помощь, отдельные бригады занимаются обслуживанием населения на дому, а терапевты принимают в поликлиниках», - пояснил он.
«Минздрав должен собрать лучшие региональные практики, в частности, по вопросу вызова врача на дом, все просчитать, и, возможно, от модели Минфина вообще придется отказаться, поскольку возникнут более оптимальные, более эффективные подходы», - добавил Мелик-Гусейнов.
Сейчас, по словам собеседника «Росбалта», специалисты ждут от ведомства запросов на проведение экспертной оценки. «Думаю, в начале года мы увидим первые ответы Минздрава», - заключил он.
Анна Семенец