Posted 27 ноября 2015, 09:00
Published 27 ноября 2015, 09:00
Modified 31 марта, 05:19
Updated 31 марта, 05:19
В начале декабря Украина планирует провести переговоры с представителями Российской Федерации и Европейского Союза по поводу спорных вопросов, возникших в связи с началом действия Зоны свободной торговли (ЗСТ) между ней и ЕС (экономическая часть Соглашения об ассоциации) с 1 января 2016 года. Речь будет идти, во-первых, о возможностях заключения некоего дополнительного соглашения о торговле между Украиной и Россией, которое позволило бы перекрыть доступ на рынок РФ через Украину не облагаемых таможенными пошлинами товаров из Евросоюза, а, во-вторых, о возможностях компенсации со стороны ЕС потерь Украины от утраты российского рынка в том случае, если подобная договоренность достигнута не будет.
Незадолго до этого представители российской власти заявили, что вероятность заключения какого-либо соглашения по этому поводу является минимальной, а 18 ноября правительство РФ приняло решение о введении с 1 января 2016 года продовольственного эмбарго в отношении Украины. «Консультации экспертов, которые состоялись в середине ноября, оказались безрезультатными, поэтому России, скорее всего, придется защищать свой рынок в одностороннем порядке», – отметил российский министр экономического развития Алексей Улюкаев.
«Поскольку вероятность достижения договоренности с Украиной весьма невелика, правительство уже подготовило все необходимые для введения продэмбарго документы и, если декабрьские переговоры будут столь же бесплодными, это решение вступит в силу», – подчеркнул премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Наряду с этим президент Украины Петр Порошенко обратился к еврокомиссару по вопросам торговли Сесилии Мальмстрем с просьбой расширить доступ украинской продукции на рынок ЕС. Но г-жа Мальмстрем в ответ сообщила, что власти ЕС пока даже не рассматривают вопрос об увеличении квот на поставки продукции из Украины на европейский рынок.
Таким образом, на сегодня Украина оказалась в ситуации, когда она, с одной стороны, рискует полностью потерять российский рынок, а, с другой, по меньшей мере, не получить никаких дополнительных возможностей со стороны ЕС.
Напомним, что, по данным Государственной службы статистики Украины, в 2013 году объемы ее торговли со странами Таможенного союза (ТС) и странами ЕС были примерно одинаковыми. Так, по итогам января-сентября 2013 года доля ТС в общем объеме экспорта из Украины составила 31,7%, а импорта – 35,4%. За этот же период доля Евросоюза в общем объеме украинского экспорта достигла 26,6%, а импорта – 36,7%.
«До весны-лета 2014 года Украина экспортировала в страны ТС гораздо большее количество продукции с высокой добавленной стоимостью, чем в ЕС. Так, в 2013 году более 50% всего объема экспорта в ТС состояли из примерно равных долей таких групп товаров, как черные металлы и изделия из них; котлы, машины, железнодорожные локомотивы, ядерные реакторы; продукция пищевой промышленности и АПК. При этом более 50% всего объема импорта из ТС составляли углеводороды, преимущественно российский природный газ, - рассказывает директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов. - Наряду с этим половина общего объема экспорта в ЕС состояла из продукции АПК и пищевой промышленности, где 2/3 приходится на зерновые, а также железорудного сырья и, в гораздо меньшей степени, черных металлов. При этом из ЕС Украина импортировала примерно в равных объемах очень широкий спектр товаров, многие из которых производит сама, в частности наземный транспорт; котлы, машины, ядерные реакторы; электрические машины; фармацевтическую и пищевую продукцию и т.д.».
Однако, по вполне очевидным причинам, в течение 2014 года это положение дел претерпело существенные изменения. Прежде всего, объемы как экспорта из Украины, так и импорта в страну резко сократились, и, конечно же, доля России в общем объеме украинской внешней торговли была сведена к минимуму. Разумеется, в 2015 году эта тенденция только усилилась. И в результате, по итогам января-сентября, уменьшение общего объема экспорта из Украины составило 32,7%, а импорта – 33,6%.
При этом, вопреки ожиданиям украинской власти, объемы торговли со странами ЕС не только не выросли, но, наоборот, сократились, и более того – почти на столько же, на сколько и со странами СНГ. Так, объемы экспорта и импорта со странами СНГ уменьшились почти вдвое - на 44,7% и 44,9% соответственно, а с Евросоюзом – на 31,4% и 27,4%.
Объемы экспорта и импорта по России сократились в 2,3 и в 1,9 раза соответственно. А если сравнить ситуацию с 2011 годом, то к настоящему времени объем торговли Украины с РФ уменьшился примерно в 3 раза.
Итак, вполне очевидно, что к настоящему времени – в преддверии начала действия ЗСТ между Украиной и ЕС – российский рынок страна уже почти утратила, а европейский, тем более в аналогичном качестве, как нишу для реализации товаров с высокой добавленной стоимостью, - пока не обрела.
Конечно, исходя из нынешних масштабов торговли Украины с РФ, ее потери от введения только лишь продовольственного эмбарго вряд ли можно назвать столь уж ощутимыми. Так, по подсчетам премьера Арсения Яценюка, в 2016 году они составят примерно 600 млн долларов. И, тем не менее, глава украинского правительства инициировал проведение совместной с представителями ЕС оценки ущерба, который может быть нанесен стране в результате действия российских торговых санкций, а также – подготовку плана по преодолению их негативных последствий.
Однако руководители Евросоюза совершенно недвусмысленно заявили, что никаких компенсаций потерь от утраты российского рынка Украине ждать не следует. «Нравится это нам или нет, но с того самого времени, как Украина и ЕС начали вести переговоры о ЗСТ, было ясно, что как только этот режим вступит в силу, Россия примет ответные меры. Так что у Украины было достаточно времени, чтобы подготовиться к этому», – подчеркнул еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Иоганнес Хан. Кроме того, Украине напомнили, что рассчитывать на мгновенное достижение положительного эффекта от действия Зоны свободной торговли ей не стоит.
Наряду с этим, власти ЕС заранее отказались вносить какие-либо коррективы в экономическую часть Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом по итогам трехсторонней встречи в начале декабря. «Переговоры между Украиной ЕС и Россией будут посвящены только лишь прояснению сути и результатов, к которым может привести действие ЗСТ, и никоим образом к изменению самого Соглашения не приведут», – заявил глава представительства Евросоюза в Украине Ян Томбинский. Из чего следует, что одновременно с началом действия «свободной зоны», Россия, скорее всего, действительно введет продэмбарго в отношении Украины. Более того, не исключено, что только лишь этой мерой она не ограничится.
«Вполне вероятно, что подобные санкции будут распространены и на другие группы украинских товаров. И в этом случае под удар попадут компании, работающие в крупнейших экспортно-ориентированных отраслях Украины, – металлургии, машиностроении, химической промышленности и т.п., - поясняет «Росбалту» независимый эксперт по базовым отраслям промышленности Александр Куксин. - И поскольку РФ является для них основным рынком сбыта, а занять аналогичные ниши в ЕС или хотя бы расширить имеющиеся они, по крайней мере, в обозримом будущем наверняка не смогут, большая часть их продукции останется без перспектив для реализации. А значит, они вынуждены будут на 30-70% сократить объемы производства со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Итак, подведем итоги. Получается, что в результате создания ЗСТ с Евросоюзом Украина, во-первых, окончательно утратит российский рынок, не получив никаких компенсаций от ЕС, во-вторых, в обозримом будущем не сможет ни расширить ниши для тех групп товаров, которые уже туда экспортирует, ни тем более – обрести ниши для тех, которые сбывала на рынке СНГ и, главным образом, России. А это повлечет за собой свертывание производства в базовых отраслях промышленности, обеспечивающих львиную долю налоговых и валютных поступлений в госбюджет Украины.
Елена Герасимова