Posted 26 ноября 2015, 14:58
Published 26 ноября 2015, 14:58
Modified 31 марта, 05:19
Updated 31 марта, 05:19
Неизвестные самолеты уничтожили на сирийской территории турецкий гуманитарный конвой. СМИ гадают, была ли это российская акция возмездия за сбитый неподалеку Су-24 или же президент Сирии Башар Асад пытается так спровоцировать военный конфликт между Анкарой и Москвой.
Российско-турецкие отношения продолжают стремительно ухудшаться. Глава МИД РФ накануне отменил свой визит в Турцию. Теперь сообщается, что не состоится и двусторонний форум в Санкт-Петербурге, планировавшийся на декабрь. Ужесточился контроль над турецкой продукцией, поставляемой в РФ. А российское телевидение передает из Анталии и с других черноморских и средиземноморских турецких курортов победоносные репортажи о том, как расстроены торговцы, владельцы турбюро и отелей, которые лишаются российских клиентов. По итогам прошлого года россияне были вторыми по численности (после немцев) гостями на этих курортах. И, как говорят сами торговцы, первыми по количеству денег, которые они оставляли в местах отдыха, несмотря даже на кризис.
Впрочем, шанс на нормализацию отношений пока еще есть. Условие простое — на границе с Сирией не должно быть новых российско-турецких вооруженных конфликтов с человеческими жертвами. Однако оно, похоже, уже не выполняется. Как сообщают турецкие медиа, неизвестные самолеты разбомбили турецкий гуманитарный конвой из нескольких десятков грузовиков. Предположительно, бомбили россияне, хотя не исключено, что речь шла и о сирийской военной авиации, которая подчиняется Башару Асаду.
Информация о том, что это был за конвой, также разнится. Численность колонны, как сообщается, составляла около 20 грузовиков. Направлялась же она, вроде бы, в сирийской город Аазаз, расположенный в нескольких километрах от границы с Турцией. Там находится лагерь беженцев, охраняют который вооруженные формирования, враждебные Асаду.
Турецкие газеты пишут, что есть погибшие среди водителей. Точное их число неизвестно, но говорят о том, что число убитых в результате авианалета может достигать семи человек.
Разумеется, в российской блогосфере уже высказываются сомнения в том, что конвой перевозил исключительно гуманитарные грузы. Подобно тому, как Россию с украинской стороны обвиняли, что под видом гуманитарных конвоев она якобы завозит в ДНР и ЛНР оружие и боеприпасы.
Если верить заявлениям сирийской стороны, в «турецком мире», то есть зоне влияния, которую официальная Анкара считает населенной своими «братьями», турецкие конвои отнюдь не всегда могут быть идентифицированы как в полной мере «гуманитарные». Если, разумеется, не считать гуманитарной акцией убийство врага из современного стрелкового оружия вместо отрезания ему головы, что практикуется боевиками «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ).
Во всяком случае, появившаяся первоначально информация о том, что грузовики принадлежали гуманитарной организации International Humanitarian Relief позднее было опровергнута представителями самой IHR. Впрочем, не вполне ясная принадлежность конвоя и грузов, которые он вез, не мешают турецким СМИ, таким, например, как крупная газета Hurriyet публиковать фотографии с места происшествия. Так же, как и отсутствие четких видео или фото свидетельств или хотя бы вменяемых свидетельств очевидцев, вовсе не мешает государственному информационному агентству Anadolu утверждать, что конвой атаковали именно российские самолеты.
Нетрудно предсказать, какими будут результаты. Турецкая сторона, которая после первых резких заявлений, сделанных после того, как был сбит российский Су-24, старалась смягчить свой тон, вернется к жестким обвинениям в адрес России. Информация о гибели гуманитарного конвоя через международные гуманитарные и правозащитные организации, а также по дипломатическим каналам попадет западным лидерам и будет растиражирована европейскими и американскими СМИ.
Если сейчас большинство партнеров Турции по НАТО призывают Москву и Анкару к сдержанности, то тут уже им будет гораздо труднее не занять четко протурецкую ориентацию. А это неизбежно вызовет дальнейшую эскалацию насилия в регионе и заложит основу для новых взаимных атак российских и турецких вооруженных сил.
Если в случае с разбомбленным конвоем действительно имела место российская акция возмездия за сбитые Су-24 и вертолет Ми-8, то это вряд ли можно назвать дальновидным шагом. Трудно спорить с теми экспертами, которые говорят, что современные турецкие власти, как и их российские коллеги, предпочитают говорить на языке силы и лучше всего понимают именно его. Вряд ли можно было выбрать более неудачную цель, чем гуманитарный конвой (чтобы он там ни вез, ведь доказать наличие оружия россияне не смогут).
Именно поэтому можно предположить, что прямо или косвенно речь, в данном случае, идет о провокации со стороны режима Башара Асада, который один только заинтересован в максимальном углублении российско-турецкого конфликта. Еще недавно российские представители практически открытым текстом говорили, что готовы пожертвовать Асадом ради установления мира в Сирии и победы над «Исламским государством». Торговля «головой» формального президента шла практически открыто, так что сирийский лидер мог лично наблюдать, как российские дипломаты пытаются добиться от западных коллег максимальных уступок в обмен на его отставку.
В последние же дни про возможный уход с поста формального президента Сирии россияне как-то уже позабыли. Еще чуть-чуть и, на фоне обострения отношений с Турцией, «сдача» Башара Асада покажется Кремлю такой слабостью, что он раз и навсегда откажется от этой идеи.
Асад это, наверняка, понимает. Как следствие, можно предполагать, что он будет стараться любыми средствами углубить российско-турецкий конфликт. Например, решит отправить свои самолеты бомбить турецкий гуманитарный конвой под видом россиян или дать своим российским союзникам неверную ориентировку, чтобы их удар пришелся именно туда.
Можно, вероятно, ждать и вооруженных провокаций против российских солдат якобы со стороны поддерживаемых Турцией группировок боевиков в Сирии. Как вариант, это могут быть нападения на российских граждан собственно на турецкой территории, например, на курортах. Тем более, что, по мере ухудшения отношений, нельзя исключать и подобных спонтанных акций со стороны турецких граждан в отношении российских туристов или постоянно проживающих в Турции россиян.
При всех этих вариантах выявить и доказать сознательную провокацию со стороны сторонников Башара Асада будет практически невозможно. Конфликт же будет углубляться, и Россия продолжит все глубже увязать в сирийской войне. Теперь уже сражаясь, как минимум, на два фронта.
Иван Преображенский