СМИ: Банки опасаются угрозы от возможных рисков в туротрасли

12 ноября 2015, 09:20

МОСКВА, 12 ноября. Банкротство "Трансаэро" и возросшие риски краха туроператоров грозят ударить по карману банков-эквайеров, проводящих карточные платежи за обычно отсроченные во времени авиаперевозки и туры. Чтобы обезопасить себя от возврата средств за не оказанные услуги, банкиры готовы на все: от изменения правил платежных систем до изменения законодательства - против либо поставщиков, либо потребителей, сообщает "Коммерсант".

Потери банков-эквайеров от возврата денег гражданам за товары или услуги (например, авиабилеты и турпутевки), оплаченные банковскими картами заранее, но не полученные в результате банкротства поставщиков, обсуждались в НП "Национальный платежный совет" (НПС). По правилам международных платежных систем (МПС) в этом случае средства возвращает банк-эквайер (который технически осуществляет расчет).

"Потери банков-эквайеров на возврат средств по картам по указанной причине составляют десятки и сотни миллионов рублей",— считает начальник управления электронной коммерции Промсвязьбанка Борис Гаврилов.

По подсчетам Промсвязьбанка, в случае негативного развития событий потери эквайера от возврата средств за авиабилеты, проданные хотя бы за полтора месяца до банкротства авиакомпанией со среднемесячным оборотом в 500 млн руб., составят 750 млн руб., притом что прибыль от работы с ней же по эквайринговому обслуживанию — всего 6 млн руб. в год.

Процедура возврата такова: клиент обращается к банку-эмитенту, который ретранслирует его заявление на возврат средств банку-эквайеру. Тот возвращает средства. Свои средства банк-эквайер сможет попробовать вернуть в ходе банкротства клиента.

На совещании банкиры назвали несколько вариантов выхода из ситуации. Один из них — возможность внесения изменений в правила МПС, которые позволили бы банкам требовать от торгово-сервисных предприятий (ТСП), продающих услуги с отсрочкой исполнения, дополнительных гарантий в отношении банков-эквайеров, например, размещения страховых депозитов. Такой вариант, по словам главы НП НПС Алмы Обаевой, банкиры обсуждали с MasterCard.

"Но правила нашей платежной системы не регулируют взаимоотношения между банками, ТСП и клиентами,— отметил директор по работе с госорганами MasterCard Алексей Малиновский.— Банки могут самостоятельно регулировать взаимоотношения с ТСП".

Обсуждалась отсрочка в зачислении средств эквайером на счет ТСП. Как отметил директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев, в таком случае банк-эквайер зачислял средства, полученные от клиента, на счет ТСП не в трехдневный срок, как сейчас, а в течение двух недель или даже месяца.

Также на встрече обсуждалась тема об изменении законодательства. Например, возможность потребителя требовать возврата денег только в течение месяца с момента покупки, начинать выплаты только с момента признания ТСП банкротом или обязать ТСП страховать ответственность.

В ситуации неопределенности банкиры предпочитают не платить под любым предлогом.

"К нам обращаются клиенты "Трансаэро" с просьбой вернуть деньги за полет, который должен состояться только через три месяца,— говорит представитель банка топ-10.— Но дата полета еще не наступила, что будет с рейсом через три месяца — неясно, при этом сама "Трансаэро" банкротом еще не признана, поэтому у нас есть основания отказать в возврате средств за услугу, срок предоставления которой еще не наступил".

Добавим, авиакомпания "Трансаэро" прекратила работу по решению Минтранса об аннулировании сертификата эксплуатанта с 26 октября. 3 ноября было отмечено падение акций "Трансаэро" на 80% в начале торгов на Московской бирже. Это произошло на фоне новостей о выходе акционеров авиакомпании S7 ("Сибирь"), а именно Владислава Филева, из сделки по покупке авиакомпании "Трансаэро", которая находится на грани банкротства.

#Общество #Главное #Всегда актуально #Бизнес
Подпишитесь